буксировочный старт с ног

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Аватар користувача
ArChe
МСМК ;-)))
Повідомлень: 633
З нами з: Суб травня 29, 2004 9:49 am
Звідки: Украина

буксировочный старт с ног

Повідомлення ArChe » Вів жовтня 07, 2014 6:30 pm

Прошу консультации у опытных стартеров с ног

На позапрошлом выезде со мной приключилась история...
(жаль нет видео )
Предыдущий стартующий зачем-то сломал колесо тележки и улетел.
Ждать больше часа пока колесо само собой починится мне не хотелось а ремонтировать я не умею :nez-nayu:

Решил стартовать с ног , чтобы не заставили что нибудь крутить или варить.

Ситуация выглядела так:
ветер градусов под 45-70 к линии разгона мотодельты
Сила ветра 0..1..3 метра
замок... ручной

Стал, выровнял крены , дождался некоторого стихания (1,5 -2 метра думаю было)
дернуло фал, уперся, побежал.
Побежал еще сильнее , надоело, немного пихнул ручку сразу прибрав.
При взмывании как то резко лег в трапецию, видимо практически упал в нее.

дальше так:
аппарат просел, - я чиркаю ногами по траве, причем мне кажется при этом уже был в подвеске :)))
Направление полета - на ротозеев слева с очень серьезным левым креном,
Уцелевшие очевидцы утверждали , что левое крыло было не более полуметра от земли, расстояни до их голов неизвестно..
я- сильно справа в трапеции, упираюсь изо всех сил
в какой то миг немного выдал ручку и аппарат выровнявшись взмыл довольно сильно.
Далее все стандартно.
Ососбенно обдумывать времени не было, летел маршрут, а по прилету ощущения уже стерлись

Вопрос мой звучит так:
(упуская желательность зубного замка )
Как поступать при наличии некоторого косяка?
Какая сила ветра косого является допустимой при старте с ног?

При старте с горы ветер такой силы (почти штиль) никакого влияния не оказывает по моему мнению,
на тележке - вообще по барабану (в разумных пределах силы ветра),
А тут видимо повлияло мое откренивание на косяк при разбеге
которое после отрыва превратилось в конкретный крен.

Или что скажете?
Советуйте, свидетелей также приглашаю прокомментировать :ny_tik:

Артем Ч.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5709
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Виктор Мороз » Вів жовтня 07, 2014 9:59 pm

Сильно опытным себя не считаю, но 23 раза с ног таки стартовал. Все разЫ - успешно.
ArChe писав:Как поступать при наличии некоторого косяка?
Вопрос - слишком общий. Хочется ответить: попытаться исправить. :nez-nayu:
ArChe писав:Какая сила ветра косого является допустимой при старте с ног?
Думаю, что уж лучше стартовать в штиль (до 1 м/с), чем с более сильным боковиком. Или - вообще не стартовать.
Вообще-то, этот вопрос решается очень просто. Берёшь аппарат и просто бегаешь с ним по полю, устраивая себе боковик. И смотришь: какой величины боковик и какой силы начинает "возмущать" твой аппарат?

По поводу техники старта:
1. Перед началом движения. Точнее - когда ты уже готов стартовать и дал команду "гогого", фал УЖЕ должен быть натянут. Чтобы первая же мало-мальская сдвижка буксировщика УЖЕ повлекла тебя за собой. Если будет хоть какой-то люфт, то:
а) на выбирание люфта может уйти какое-то время, за которое успеет образоваться крен;
б) после выборки люфта, фал дёрнет тебя за "душу", а это выведет из равновесия не только тебя, но и тщательно отбалансированный аппарат. Самое плохое в этом то, что всё это происходит неожиданно и... совсем не ко времени! :sh_ok:
2. Когда потянуло за "душу", бежать нужно СРАЗУ ЖЕ. Ни в коем случае не упираться и не ждать некой "силы" от фала. Бежать нужно сразу как лось. Или - как олень. Бояться, что ты своей чудо-динамикой обгонишь буксировщика (и прослабишь натяжение фала) - напрасный страх. Можешь побегать параллельно буксировщику во время его работы и убедиться. :mi_ga_et:
3. При старте с ног первоначальная задача - побыстрее набрать сколько-то метров высоты, чтобы было пространство либо для исправления ошибок, либо просто иметь запас высоты "на всякий пожарный". Поэтому никаких зажиманий ручки делать не нужно. Это можно, а порой - и нужно, делать потом. Когда всё пойдёт по обычному плану.
4. В процессе разбега (после пары первых шагов) лично я расслабляю хват пальцев рук и аппарат (будучи выставлен с несколько бОльшим углом атаки, нежели считается приличным при стартах со склона) начинает сразу же уходить вверх. Ладони мои как бы соскальзывают к нижней части стоек. Точнее - наоборот: стойки уходят вверх. Но, не суть! Обычно в этот момент и происходит отрыв пилота от земли. Если отрыва не произошло, но есть ощущение, что бежать уже мОчи нет, то нужно слегка подпихнуть трапецию вперёд. Буксировщик тебя вытащит. Будь спок!
5. После схода с земли:
а) перехватись за спидбар;
б) сделай угол атаки поприличнее;
в) засунь ноги в подвеску.

Старт с ног для меня - очень ответственный и волнующий момент. :-)
ПОЭТОМУ:
1. Очень тщательно выбираю момент старта.
2. Договариваюсь с пилотом буксировщика, что ЕСЛИ ПОСЛЕ МОЕЙ КОМАНДЫ "ГОГОГО" ОН НЕ СТАРТОВАЛ В ТЕЧЕНИЕ 3-Х СЕКУНД, ТО СТАРТ ОТМЕНЯЕТСЯ И ОН ДОЛЖЕН ЗАНОВО ПОДАВАТЬ СИГНАЛ "ГОТОВ?" и т.д.

Аватар користувача
ArChe
МСМК ;-)))
Повідомлень: 633
З нами з: Суб травня 29, 2004 9:49 am
Звідки: Украина

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення ArChe » Сер жовтня 08, 2014 12:24 am

Кажись я еще ошибку вспомнли.
Я скоре всего побежал под небольшим углом к линии движения буксировщика.
Ну мне так спустя несколько недель КАЖЕТСЯ :-)
по крайней мере вектор движения такой задал, отрабатывая косяк (сиречь боковик)
Видимо это неправильно?

На какой высоте рекомендуешь переходить в лежку?

Аватар користувача
-tyt--
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1499
З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
Звідки: Ukraine. Kiev
Контактна інформація:

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення -tyt-- » Сер жовтня 08, 2014 8:40 am

ArChe писав:Прошу консультации у опытных стартеров с ног

Ситуация выглядела так:
ветер градусов под 45-70 к линии разгона мотодельты
Сила ветра 0..1..3 метра
Не указал направление косяка: слева, или справа?
По тому, что тебя закренило влево, могу предположить, что косило справа.
А как было на самом деле?

Переходи в лежку тогда, когда удобно. Обычно это получается сразу после отрыва
Вон, Мороз очень подробно и правильно описал свои ощущения и действия. Я имею только один аэробукс. старт с ног, но прочел его описание - и сразу все вспомнилось. Действительно, очень хорошо написано.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватар користувача
ArChe
МСМК ;-)))
Повідомлень: 633
З нами з: Суб травня 29, 2004 9:49 am
Звідки: Украина

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення ArChe » Сер жовтня 08, 2014 9:25 am

-tyt-- писав:
Не указал направление косяка: слева, или справа?
По тому, что тебя закренило влево, могу предположить, что косило справа.
А как было на самом деле?
Косило именно слева, что привело к тому что я находился в несколько смещенном влево положении видимо.
(или бежал под "левым" углом немного :du_ma_et: по бисектрисе между ветром и тягой)
На подготовке и первых мгновениях разбега аппарат находился нормальном положении,
а вот когда сила тяги увеличилась и стала значительно превышать влияние ветра я скорее всего не успел отработать и переместиться в центральное положение.

До того у меня тоже был только один старт, и тоже с косяком, но тогда площадка была утоптана и отправили дельту по траве, навстречу направления ветра

Ответа на свой вопрос я все же не получил, повторяю его:

какое стоит выбрать направление разбега?
( ветер принимаем 1,5 м/с, косяк 45 градусов)
или другими словами что лучше:
более нагружать поднимающуюся стойку , но разбегаться четко за мотодельтой
или двигаться по биссектрисе , и быть готовым к разности курсов движения..

чисто теоретические умозаключения мне понятны и так, хотелось бы практических ощущений


А.Ч.

Bigel
1 разряд ;-)
Повідомлень: 196
З нами з: Пон січня 16, 2006 12:18 pm
Звідки: Питер

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Bigel » Сер жовтня 08, 2014 10:17 am

В дополнение к вышесказанному.
На аэробуксировке с ног тоже стартовал только один раз (из всех 10-ти моих стартов на а/б :-): ) и, кстати, с косяком. Отличий от старта с ног на лебедке-малинке (на чем летаю постоянно) не заметил. Думаю, принципиальной разницы в ошибках (и их недопущении) тоже нет.
1. При косяке - нос аппарата на ветер, разбег - по линии буксировки. По мере разгона угол между линией разбега и скоростью набегающего потока уменьшается, крыло "приводится" к линии разбега без крена (т.к. боковая составляющая ветра минимальна).
2. Очень важно, на мой взгляд, как пилот стоит на старте. Позиция должна быть:
- устойчивой - чтобы выровнять и потом некоторое время удерживать крыло;
- обеспечивать первый быстрый (мгновенный!) шаг без потери контроля над крылом.
Типичная ошибка - пилот стоит прямо, на прямых параллельных ногах, опускает нос, чтобы задать требуемый тангаж, и прижимает спидбар к голеням. Дернула лебедка и - мгновенная потеря всякого контроля. Потому что для шага надо согнуть ноги в коленях (а это время, за которое тяга возрастает), для шага нужно убрать из под ног спидбар, двинув его вперед (а это - стойки вперед и задирание тангажа), при этом лебедка (буксировщик) не ждет, а рвет "за душу". И надо устоять, и надо побежать, и надо не упасть, и уже фиг знает, что с крылом в это время происходит.
В общем, как в волейболе - нельзя стоять на прямых ногах, обязательно опоздаешь к мячику :-):
Я считаю, что стоять надо - одна нога вперед (на малинке еще надо упереться), и - обязательно!!! - ноги согнуты в коленях. Встал, одну ногу вперед, согнул ноги в коленях, и покачал вверх-вниз - проверил устойчивость и контроль над крылом. Из этого положения нужно (и можно!) сделать очень быстрый первый шаг, потому что
3. стартовать за а/б (или мощной лебедкой) надо, по потяжке троса, как по выстрелу стартового пистолета. Начало разбега - как будто нет никакой буксировки и тяги, как со склона в штиль - сразу, мощно, контролируя крыло.
4. Я всегда стараюсь не задирать крыло сразу, чтобы не было доп.сопротивления, чтобы разогнать крыло ногами (!) Тангаж даю, когда крыло уже летит, а вообще, стараюсь еще прижать и добежать (это привычка от метлы). В штиль бывает, что ноги уже не успевают, а крыло еще не летит, тогда приходится давать тангаж раньше, что неприятно.
5. Если есть запас по скорости и аппарат уходит ровно, перехват как-то сам собой получается, почти сразу. Если скорость мала, или, там, крен - сначала выправить и разогнать, потом перехватиться.

Bigel
1 разряд ;-)
Повідомлень: 196
З нами з: Пон січня 16, 2006 12:18 pm
Звідки: Питер

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Bigel » Сер жовтня 08, 2014 10:34 am

ArChe писав: Ответа на свой вопрос я все же не получил, повторяю его:

какое стоит выбрать направление разбега?
( ветер принимаем 1,5 м/с, косяк 45 градусов)
или другими словами что лучше:
более нагружать поднимающуюся стойку , но разбегаться четко за мотодельтой
или двигаться по биссектрисе , и быть готовым к разности курсов движения..

чисто теоретические умозаключения мне понятны и так, хотелось бы практических ощущений
А.Ч.
Разбегаться четко за мотодельтой, но держать аппарат так, чтобы не нужно было бороться с креном, нагружая стойку.
Практические ощущения.
Косяк. Встаешь носом по направлению разбега, аппарат начинает кренить боковиком. Нагружаешь стойку, порвывчик стих, крыло опускается. Подхватил, а он опять. Борешься, одновременно за крен и за тангаж. Разворачиваешь носом на ветер - гораздо проще, только тангаж. Ну, может, не строго носом против ветра, но чтобы было комфортно удерживать. Побежал по линии буксировки, крылом вперед. За несколько шагов аппарат выравнивается носом по линии разбега.
Для 1.5 м/с и 45 град - точно сработает.

Аватар користувача
Михаил Гладышев
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1336
З нами з: Пон квітня 10, 2006 8:26 pm
Звідки: Хочу в Австралию!
Контактна інформація:

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Михаил Гладышев » Сер жовтня 08, 2014 1:45 pm

Артем, узнай военную тайну когда Аэросы облетывают дельтапланы, и съезди в Зуровку,
Кладезь опыта из тысяч стартов.
С обоих концов троса.
Возьми плюшек - попей чайку с этими птицами.
Все узнаешь.
И сразу.
И м.б. попробуешь.
Очень полезное умение.
Потом здесь поделись рассказанным тебе и упадут зерна на почву благодатную и.......

Удачи
Полетать на дельтаплане хотите? Это просто.
http://www.sky.crimea.ua" target="_blank
+797886930триодин
+3805090685ноль шесть

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5709
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Виктор Мороз » Сер жовтня 08, 2014 9:28 pm

ArChe писав:Ответа на свой вопрос я все же не получил, повторяю его:

какое стоит выбрать направление разбега?
( ветер принимаем 1,5 м/с, косяк 45 градусов)
или другими словами что лучше:
более нагружать поднимающуюся стойку , но разбегаться четко за мотодельтой
или двигаться по биссектрисе , и быть готовым к разности курсов движения..

чисто теоретические умозаключения мне понятны и так, хотелось бы практических ощущений
А.Ч.
Чё ты голову морочишь? :du_ma_et:
Я же тебе сказал: возьми на поле и попробуй практически. :nez-nayu:

Какая разница, чтО тебе скажет, к примеру, Лысенко, Юлька или Бублик? У них аппараты совсем другой площади и... на всякий случай добавлю: с другим отн. удлиннением. Да, и вес у них поменьше твоего. Всё это - факторы, влияющие на поведение аппарата. Во всяком случае, мне так кажется.

В этом деле всё - очень персонально.
Вот так, как ты просто написал "1,5 м/с при 45 град.", я бы вряд ли стал стартовать. Теоретически. А практически, то я бы посмотрел на поведение своего аппарата. Заваливает его или нет? Ну, нет здесь однозначного рецепта.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5709
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Виктор Мороз » Сер жовтня 08, 2014 9:29 pm

Михаил Гладышев писав:Артем, узнай военную тайну когда Аэросы облетывают дельтапланы, и съезди в Зуровку...
В Зуровке уже "сто лет", как не стартуют с ног. :a_g_a:

unicorn
1 разряд ;-)
Повідомлень: 189
З нами з: Сер серпня 31, 2011 5:49 pm
Звідки: Odessa ?

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення unicorn » Сер жовтня 08, 2014 11:54 pm

Может не в тему, но мне в свое время сильно помог совет инструктора, который меня учил аэробуксировке: как только аппарат полетел, надо следить чтоб буксировщик был четко перед тобой. Нос ДП должен всегда указывать на буксировщик.
Когда стартуешь в косяк - сразу после отрыва начинает сносить вбок. Фишка в том, чтоб позволить аппарату снестись вбок. Надо следить за креном и положением буксировщика,но не за курсом. Сносит - фиг с ним. Цель не лететь над дорогой, а лететь четко за буксировщиком.
Если рассматривать движение буксировщика и ДП относительно воздуха, старт с правым косяком это то же самое что полет справа от буксировщика. На картинке слева - старт, справа - нормальный полет. Стрелкой обозначено направление относительного воздушного потока (движение воздуха относительно крыла). Правая картинка отличается от левой только тем, что она развернута и на ней не нарисована дорога.
Если бороться со сносом пытаясь исправить курс правым креном, это может очень быстро перерасти в локаут.
Вкладення
1.png
(8.61 Кіб) Завантажено 2716 разів

Аватар користувача
Михаил Гладышев
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1336
З нами з: Пон квітня 10, 2006 8:26 pm
Звідки: Хочу в Австралию!
Контактна інформація:

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Михаил Гладышев » Чет жовтня 09, 2014 4:29 am

Виктор Мороз писав:
Михаил Гладышев писав:Артем, узнай военную тайну когда Аэросы облетывают дельтапланы, и съезди в Зуровку...
В Зуровке уже "сто лет", как не стартуют с ног. :a_g_a:
:sh_ok:

И колодец закопали?


Летит....

Тайм.
Полетать на дельтаплане хотите? Это просто.
http://www.sky.crimea.ua" target="_blank
+797886930триодин
+3805090685ноль шесть

Аватар користувача
ArChe
МСМК ;-)))
Повідомлень: 633
З нами з: Суб травня 29, 2004 9:49 am
Звідки: Украина

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення ArChe » Чет жовтня 09, 2014 11:34 am

Виктор Мороз писав: Чё ты голову морочишь? :du_ma_et:
Я же тебе сказал: возьми на поле и попробуй практически. :nez-nayu:
если у тебя нет ответа, зачем берешься отвечать?
:men:
Советы Бублика, Юли или Лысенко мне тоже интересны меньше. опыт бускировок у меня не меньше
Есть несколько человек , которые стартуют с ног регулярно, их бы я и послушал.

Сравнивать буксировку с бегом по полю я бы не стал.
Точнее так: проблема появляется не при разбеге , а после отрыва думаю.

Ощущение от бегания я бы больше применимы к старту с горы, но не к буксировке.
Да и справляюсь я с креном при разбеге если ветер до 2-3 м/с , поверь
Проблем старта с косяком на горе я обычно не испытываю, стремлюсь нагружать поднявшееся полукрыло, при этом двигаться приходится по среднему направлению между ветром и линией склона )
(Кстати чья-то рекомендация была обратной - стремиться бежать в противоположную строну, чтобы поток сам поднял опускающееся крыло (провоположное косяку),
я так НЕ делаю, не представляю даже такой старт и считаю опасным )

Из практических советов, наверное правильных-

-разгон только за буксировщиком.
-быстрее реагировать на возможный крен после отрыва
- позволить аппарату сместиться по ветру (ну то я бы и так сделал)

- насчет "аппарат на ветер"
у меня сомнения....

Можно короче еще попробовать, только косяка дождаться :)

Bigel
1 разряд ;-)
Повідомлень: 196
З нами з: Пон січня 16, 2006 12:18 pm
Звідки: Питер

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення Bigel » Чет жовтня 09, 2014 12:54 pm

ArChe писав: Сравнивать буксировку с бегом по полю я бы не стал.
Точнее так: проблема появляется не при разбеге , а после отрыва думаю.
Проблема появляется на разбеге, если не будет проблемы на разбеге, то ее не будет и после отрыва. Ничего не должно меняться, аппарат должен стабилизироваться ДО отрыва. Если что-то меняется - значит, ошибка на разбеге.
Ощущения от бегания по полю полностью применимы и к старту с горы, и к старту за любой буксировкой, и к старту с метлой.
ArChe писав: стремлюсь нагружать поднявшееся полукрыло, при этом двигаться приходится по среднему направлению между ветром и линией склона )...
(Кстати чья-то рекомендация была обратной - стремиться бежать в противоположную строну, чтобы поток сам поднял опускающееся крыло (провоположное косяку)...
я так НЕ делаю, не представляю даже такой старт и считаю опасным )
- насчет "аппарат на ветер"
у меня сомнения....
Не берусь категорично утверждать, но, как мне кажется, правила старта при косяке, "крабом" - уже давно известны. Нос аппарата - на ветер, бежать - вниз по склону (либо по линии буксировки).
Помнится, один наш пилот рассказывал, как на мастер-классе в Альпах Герольф учил стартовать при ветре вдоль склона. С рампы, угол которой градусов 30. Вот это была жесть - крыло параллельно склону, нос - на ветер. И встречная составляющая ветра близка к нулю. То есть надо было ломиться крылом вперед-вниз.

Аватар користувача
YP
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1310
З нами з: Вів липня 05, 2005 10:55 am
Звідки: Київ

Re: буксировочный старт с ног

Повідомлення YP » Чет жовтня 09, 2014 4:02 pm

Є нюанс. При старті (з гори), коли стійки трапеції лежать на плечах і крило жорстко контролюється пілотом, крен виправляється зміщенням траєкторії розгону в сторону опущеного півкрила. При старті, коли стійки трапеції відірвані від плечей і підйомна сила вже тримає апарат, тоді для вирівнювання крену більше завантажуєш своєю вагою ту стійку, яка сильніше рветься в небо.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість