Правила расхождения у склона

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Аватар користувача
never
1 разряд ;-)
Повідомлень: 194
З нами з: Чет жовтня 14, 2004 11:37 am
Звідки: Kiev, Ukraine
Контактна інформація:

Правила расхождения у склона

Повідомлення never » Чет травня 11, 2006 9:52 pm

Недавно, в Одаиве, у одного парапланериста была претензия к одному из дельта-учлетов (к кому конкретно, неизвестно, т.к. парапланенист не смог достаточно точно описать аппарат) по поводу расхождения в воздухе во время парения у склона.

После беседы с парапланеристои выяснилось, что учлет действовал правильно (выполнил расхождение левыми консолями). В то-же время парапланерист знаками показывал, что хочет разойтись правыми консолями, но эти знаки учлет проигнорировал.

На мое замечание, что учлет действовал правильно, и у правил расхождения у склона более высокий приоритет чем у жестов, парапланерист разразился длинной тирадой, в которой он выражал несогласие с моим мнением, на чем беседу пришлось прекратить.

По поводу случившегося у меня следующий вопрос:
Существует ли единый (для всех участников околосклонных полетов) документ с правилами расхождения у склона в отсутствие РП?
Никаких крыльев нет. Просто умираешь и все. (C) Гусеница

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Правила расхождения у склона

Повідомлення Виктор Мороз » П'ят травня 12, 2006 12:03 am

never писав:В то-же время парапланерист знаками показывал, что хочет разойтись правыми консолями, но эти знаки учлет проигнорировал.
А, если бы и дельтапланерист "знаками показывал" нечто СВОЁ, то чьи "знаки" были бы важнее?
Мало ли кто что показывает?! Существуют правила - их нужно соблюдать.
С твоей позицией абсолютно согласен.
never писав:Существует ли единый (для всех участников околосклонных полетов) документ с правилами расхождения у склона в отсутствие РП?
Документа как такового нет. Есть очень полезный свод правил (созданный нами же - дельтапланеристами), придерживаясь которого можно повысить безопасность полётов в толпе у склона. Многие парапланеристы считают, что эти правила вполне удобоваримы, а посему согласны им следовать. Это - с одной стороны. С другой - некоторые парапланеристы по-своему трактуют один из пунктов этого свода (по поводу приоритета медленнолетящей техники перед быстролетящей). Оне считают, что могут делать у склона любые эволюции, а уж дело быстролетящих (ДП) - их облетать. ИМХО, очень неверная и даже жлобская трактовка. Если речь вообще идёт о трактовке правила. Может всё и проще: куда хочу - туда лечу, где нужно - покажу знаками.
Параплан должен также, как и остальные участники воздушного движения, соблюдать правила полётов у склона - приоритет галсов, методы расхождений и прочая..., но, будучи более медленным, чем дельтаплан, может совершенно не заботиться, что создаёт дополнительные неудобства для ДП (во время обгона, облёта и т.д.) - именно на это ПП имеет право. Но никак не на:
1. подрезание курса методом полёта задницей вперёд (да и передницей - тоже)
2. полётом посреди узкого динамика (между ним - ПП и склоном просто не пройдёшь, а с другой стороны - вывалишься из динамика)
3. перегораживание зоны динамика (2-3 парпалана летят шеренгой)
4. "А нахрена мне башкой вертеть? Кому надо - облетит!"

Аватар користувача
DeeR
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 472
З нами з: Сер червня 08, 2005 9:39 am
Звідки: Рязань, РФ
Контактна інформація:

Re: Правила расхождения у склона

Повідомлення DeeR » П'ят травня 12, 2006 7:11 am

never писав:После беседы с парапланеристои выяснилось, что учлет действовал правильно (выполнил расхождение левыми консолями). В то-же время парапланерист знаками показывал, что хочет разойтись правыми консолями, но эти знаки учлет проигнорировал.
ИМХО. Просто хотел поблеже к склону пройти, чтобы ненароком не выпасть из динамика. Они жтакие важные.

На сайтах разных дельтаклубов есть "правил расхождения в воздухе",
я думаю, ребята когда составляли использовали не свои личные побуждения, а какие то правила, которые ты ищешь
В слабую погоду для пилота главное - найти хотя бы 0,5 и как следует набраться!

Аватар користувача
Gosha
МСМК ;-)))
Повідомлень: 817
З нами з: П'ят березня 12, 2004 8:25 pm
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Правила расхождения у склона

Повідомлення Gosha » П'ят травня 12, 2006 7:58 am

А учлету-дельтапланеристу по этому случаю не помешает напомнить "автомобильное" правило "трех Д" :)
всем привет!

Аватар користувача
hgfly
1 разряд ;-)
Повідомлень: 123
З нами з: Чет грудня 30, 2004 7:21 am
Звідки: Дельтаклуб "Альбатрос"

Повідомлення hgfly » П'ят травня 12, 2006 8:39 am

На сайтах разных дельтаклубов есть "правил расхождения в воздухе",
Ну вот например у нас на сайте http://www.albatross.ru/al_lib.html
там написано, что взято у "Ориона", хотел на них ссылку дать, но не нашел где это у томчан выложено.

Аватар користувача
luda
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 377
З нами з: Вів серпня 10, 2004 5:11 pm
Звідки: Kiev
Контактна інформація:

Re: Правила расхождения у склона

Повідомлення luda » П'ят травня 12, 2006 6:27 pm

Gosha писав:А учлету-дельтапланеристу по этому случаю не помешает напомнить "автомобильное" правило "трех Д" :)
Гоша, а оно в Правилах расхождения большим жирным шрифтом выделено :)

Правила лежат:
у нас
у "Ориона"
у ворнежцев
у "Альбатросов"
Да пребудет с вами Подъемная сила!

Сергей Прокопенко
Повідомлень: 5
З нами з: Чет червня 01, 2006 12:35 pm
Звідки: Kiev
Контактна інформація:

Re: Правила расхождения у склона

Повідомлення Сергей Прокопенко » Чет червня 01, 2006 12:57 pm

never писав:....В то-же время парапланерист знаками показывал, что хочет разойтись правыми консолями, но эти знаки учлет проигнорировал.

На мое замечание, что учлет действовал правильно, и у правил расхождения у склона более высокий приоритет чем у жестов, парапланерист разразился длинной тирадой, в которой он выражал несогласие с моим мнением, на чем беседу пришлось прекратить.

По поводу случившегося у меня следующий вопрос:
Существует ли единый (для всех участников околосклонных полетов) документ с правилами расхождения у склона в отсутствие РП?
А причину, по которой праплан просил разойтись правыми консолями выяснить не пытались?

И когда кто-то (не важно на чём он летит) вдруг окажется неуправляемым (или по другой причине), и единственным способом избежать трагедии с трупами будет простое расхождение не по бумажным правилам вы так и будете тупить по документам?

Первенство в придумывании правил оставим украинским и русскоговорящим дельтапланеристам. Хотя правила были придуманы за долго до них :)

ЗЫ в данном случае причина конечно была другая, просто научите учлета дельтика думать не тока о себе и помнить что есть и другие люди вокруг, как бы вам противно не было

Kabaev Sergey
2 разряд ;-)
Повідомлень: 54
З нами з: Чет листопада 04, 2004 2:41 pm
Звідки: г. Москва, дельтаклуб Горизонт

Повідомлення Kabaev Sergey » Чет червня 01, 2006 1:15 pm

2 Сергей Прокопенко: по поводу тупить-не тупить и при чем здесь документы. Стандартная ситуация на чемпионатах - склон с шириной зоны парения несколько сот метров. И несколько десятков довольно скоростных аппаратов, летающих в этой зоне одновременно. Так вот, если каждый раз, когда я увижу потенциально пересекающего мой курс коллегу, я буду:
1) вникать в положение коллеги;
2) выбирать решение, которое будет удовлетворять и меня, и его;
3) жестами и голосом договариваться с ним, либо информировать его о принятом решении;
4) удостовериваться, что коллега меня правильно понял;
5) и после этого выполнять маневр расхождения;
- то летать всем будет очень сложно. А где сложно, там и опасно, согласен?
По-моему, гораздо проще принять заранее некий общий для всех свод правил, и следовать им. Это было бы самой лучшей заботой и о себе, и о других.

В качестве аналогии можно привести Правила дорожного движения. Мне кажется, что ситуация очень похожа.

Аватар користувача
SergeyKa
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1280
З нами з: Чет вересня 15, 2005 5:23 pm
Звідки: Калифорния
Контактна інформація:

Повідомлення SergeyKa » Чет червня 01, 2006 2:30 pm

Летал в толпе, расходясь как "по правилам" так и "по понятиям", с парапланами, с кучей дельт и с винегретом из тех и других. Нестандартные маневры и сигналы поворотом шлема (руки по идее заняты управлением ЛА) нормально воспринимаются на почтительном расстоянии при невысоких скоростях сближения, а когда сближение такое что пора уворачиваться - то только по правилам. Правила расхождения, кстати, прописаны в законах и сдаются на экзамене.

При сближении дельт более-менее встречными курсами повороты шлема отчетливо видно только на критическом расстоянии, т.е. семафорить уже поздно - получалось только по правилам. С парапланами в динамике попроще ввиду их статичности.

Еще у нас чайникам крепят на мачту (у ПП - на ж...) красную ленточку, и окружающий народ старается уважать - отводить побольше места на непредвиденные "маневры".

IMHO парапланерист мог сколько угодно семафорить что хочет ближе к склону пройти, но начинать маневр должен только после того как увидел что дельт его понял и пропускает. Если бы дельт был помечен как чайник - ПП мог бы и не семафорить - ясно что у дельта голова другим занята.

PS почитал правила расхождения на Альтаире - что пишут! Мало того что планеры, дельты и ПП на разных приоритетах, так еще и обгон в динамике допускается с наветренной стороны. Ужас! А ну как обгоняемый ничего не подозревая разворот затеет?

Аватар користувача
Gosha
МСМК ;-)))
Повідомлень: 817
З нами з: П'ят березня 12, 2004 8:25 pm
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Правила расхождения у склона

Повідомлення Gosha » Чет червня 01, 2006 6:32 pm

never писав: Существует ли единый (для всех участников околосклонных полетов) документ с правилами расхождения у склона в отсутствие РП?
Кстати правило "при полете встречным курсом расходиться левыми бортами", если мне не изменяет память :oops: , прописано также где-то в правилах визуальных полетов (ПВП) взрослых воздушных судов :lol:
всем привет!

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Правила расхождения у склона

Повідомлення Виктор Мороз » Чет червня 01, 2006 10:56 pm

Не хочу ввязываться в спор лично с тобой, Сергей. Если мы и были одновременно в воздуси у склона, то как-то не догадывались об этом. :)
Сергей Прокопенко писав:ЗЫ в данном случае причина конечно была другая, просто научите учлета дельтика думать не тока о себе и помнить что есть и другие люди вокруг, как бы вам противно не было
В слабую восточную парящую погоду треть моих преждевременных посадок в Ходосовке вызвана тем, что:
- парапланерист стартует мне наперерез
- парапланерист вдруг(!!!) полетел жопой вперёд (поближе к склону), подрезая мне курс
- парапланерист, подрезал мне курс сознательным поворотом (даже не оглядевшись!)
- два-три параплана перекрыли динамик

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Чет червня 01, 2006 11:04 pm

SergeyKa писав:PS почитал правила расхождения на Альтаире - что пишут! Мало того что планеры, дельты и ПП на разных приоритетах, так еще и обгон в динамике допускается с наветренной стороны. Ужас! А ну как обгоняемый ничего не подозревая разворот затеет?
А что на Шотландщине о приоритетах думают?
А по поводу обгона С ЛЮБОЙ СТОРОНЫ... лично я, перед тем, как поворачивать, смотрю в сторону будущего поворота. Можешь меня обгонять хоть слева, хоть справа - я буду в курсе.
По поводу обгона с наветренной стороны. В Ходосовке (во время парёжки) очень часто превышение над верхушкой хребта составляет всего 5-10 метров. Динамик - два размаха крыла. Залетать на хребет без избытка скорости - там и остаться. А особого избытка скорости не будет - высота малая.

Аватар користувача
SergeyKa
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1280
З нами з: Чет вересня 15, 2005 5:23 pm
Звідки: Калифорния
Контактна інформація:

Повідомлення SergeyKa » П'ят червня 02, 2006 12:45 am

Виктор Мороз писав:А что на Шотландщине о приоритетах думают?
Насколько помню, т.к. сдавал экзамен полгода назад ;-)
- шары
- планеры (включая ДП и ПП)
- дирижабли
- вертолеты
- самолеты

Еще, в отличие от правил на сайтах экс-советских клубов, не регламентируется куда поворачивать при уступании дороги летящему пересекающимся курсом справа.
Виктор Мороз писав:А по поводу обгона С ЛЮБОЙ СТОРОНЫ... лично я, перед тем, как поворачивать, смотрю в сторону будущего поворота. Можешь меня обгонять хоть слева, хоть справа - я буду в курсе.
Ну значит для полетов с тобой правила не очень то и нужны - можно достичь взаимопонимания и так - заблаговременно наметив маневр или повернув шлем. А вот когда не знаешь другого пилота - только по правилам.
Кстати заметить кого-то летящего сзади-сверху ой как непросто! А представь подперло и клиент решил развернуться в лифте...
Виктор Мороз писав:По поводу обгона с наветренной стороны. В Ходосовке (во время парёжки) очень часто превышение над верхушкой хребта составляет всего 5-10 метров. Динамик - два размаха крыла. Залетать на хребет без избытка скорости - там и остаться. А особого избытка скорости не будет - высота малая.
Тяжело :) Может надо расходиться по высоте, как на обожаемой моим ребенком флэшке Never'a? :lol:

Аватар користувача
hgfly
1 разряд ;-)
Повідомлень: 123
З нами з: Чет грудня 30, 2004 7:21 am
Звідки: Дельтаклуб "Альбатрос"

Повідомлення hgfly » Нед червня 04, 2006 1:24 pm

Ну не знаю, что и где ты смотрел. На наше сайте выложено вот так:

Общие правила

Преимуществом пользуется аппарат, имеющий меньшую свободу маневра (тот, кому труднее). Отсюда следствия:

Аппарат, находящийся в аварийной ситуации, имеет абсолютное и безоговорочное преимущество перед всеми остальными участниками полетов, которые должны уступать ему дорогу.

Летательные аппараты в порядке нарастания преимущества:
- самолет;
- планер;
- дельтаплан;
- параплан;
- парашют;
- воздушный шар.
(самолет уступает дорогу всем остальным летательным аппаратам, планер уступает дорогу всем, кроме самолета и т. д.). Однако не стоит рассчитывать на то, что пилот самолета (а возможно и планера) вот так вот запросто уступит Вам дорогу, так как он попросту может вас не заметить, потому что не ожидает встретить Вас в воздухе (нормальной правовой базы для полетов СЛА все еще не существует). Именно поэтому не следует летать в тех местах, где очень вероятно появление большой авиации - меньше проблем.

Из двух аппаратов одного класса преимущество имеет тот, полетная скорость которого меньше.

Пилот, находящийся в воздухе, имеет преимущество перед стартующим, однако он не должен злоупотреблять этим преимуществом и продолжительное время занимать воздушное пространство перед стартом, мешая другому пилоту взлететь.

Аппарат, делающий заход на посадку или совершающий ее, имеет преимущество перед другими аппаратами, находящимися в воздухе.

При одновременном заходе на посадку преимущество на стороне аппарата, имеющего меньшую высоту полета.

Аппарат, летящий выше и сзади, уступает дорогу аппаратам, летящим ниже и впереди, и отвечает за безопасность полета.

Аппарат, стартующий выше и сзади, уступает дорогу аппаратам, стартующим ниже и впереди, и отвечает за безопасность старта.

Если ни у одного из сближающихся аппаратов нет явного преимущества, то работает так называемое «правило правой руки». То есть сближающимся аппаратам следует отворачивать вправо и расходиться левыми консолями. Отсюда следствия:

Когда два аппарата летят встречными курсами приблизительно на одной высоте, то они должны свернуть вправо и разойтись левыми консолями.


Обгон медленно летящего аппарата осуществляется справа (меньше риск лобового столкновения с аппаратами, летящими встречным курсом). Обгоняемый аппарат имеет преимущество, однако он не должен пользоваться им для пересечения курса обгоняющего аппарата. Обгон на развороте запрещен.


Если курсы двух аппаратов пересекаются, то преимущество имеет тот, кто летит справа. То есть если пилот видит аппарат справа от своего курса, то он должен уступить дорогу и сделать поворот вправо, если курсы пересекаются под прямым или тупым углом, или влево, если курсы пересекаются под острым углом (для того, чтобы уменьшить риск лобового столкновения).


Не рекомендуется сближение аппаратов в воздухе на расстояние менее 50 м.

Не допускается делать повороты или какие-либо другие маневры на истинном или предполагаемом курсе другого аппарата. Перед любым маневром обязательно убедитесь, что путь свободен и вы не создадите помех окружающим.


ЗЫ: Может Сергей Прокопенко говоря: "научите учлета дельтика думать не тока о себе и помнить что есть и другие люди вокруг", - как раз имел ввиду ситуацию, когда из двух летательных аппаратов преимущество имеет менее скоростной.
Да ради бога, никто не оспаривает того общеизвестного факта, что тряпочку надо жалеть. Ну недали человеку ни скорости, ни маневренности, ни... И на склон-то его бедного может швырнуть, и сложить-то может (особенно если он меня сильно разозлит своими маневрами и я перед его передней кромкой развернусь). Жалко человека, пропущу конечно,.. слева от себя.
Но, блин, договариваться в воздухе... Это явно парапланерная привычка. Только мерно покачиваясь на матрасике в динамике можно преспокойно пообщаться даже на отвлеченные от полетов темы. Если уважаемый Сергей попробует "договариваться" управляя дельтом, боюсь он скоро окажется на склоне.

Аватар користувача
Sania
2 разряд ;-)
Повідомлень: 58
З нами з: Вів січня 04, 2005 2:10 pm
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Повідомлення Sania » Нед червня 04, 2006 6:02 pm

Это все мне напомнило одну байку, когда учлеты летящие встречныим курсами правыми консолями, решили разойтись по правилам, левыми консолями. Говорят адреналин выдилелся и у смотрящих, благо им таки хватило места.
Так что, товарисчи, правила придуманы дабы упорядочить движение в толпе. А когда уже, как некоторые выразились, надо уворачивать, то тут надо просто думать головой, и расходится так чтобы, некому не мешать. А от сюда все и выплывает, что и по сторонам надо смотреть, да не в последний момент, и хоть примерно знать кто где находится в округе.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 3 гостей