использование полиспаса

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Відповісти
Аватар користувача
Валерий
1 разряд ;-)
Повідомлень: 156
З нами з: П'ят серпня 27, 2004 7:10 pm
Звідки: г.Геленджик
Контактна інформація:

использование полиспаса

Повідомлення Валерий » Суб жовтня 02, 2004 12:06 pm

Летаю на Stealth14, не могу принять для себя решение, сформировать для себя правило на сколько активно нужно пользоваться полиспасом в полёте по термикам. Да и в динамике при слабом ветре лучше затягивать его до упора, получая в результате максимальное качество с минимальным снижением, или же лететь при отпущеном полиспасе с минимальной скоростью и прижиматься по ближе к склону?

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5941
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Суб жовтня 02, 2004 1:43 pm

Полиспаст рычажный или веревочный?
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Гість

Повідомлення Гість » Нед жовтня 03, 2004 1:30 pm

Присоединяюсь к вопросу Валерия и расширю его: вообще когда и как нужно пользоваться полиспастом?
ПСП -- веревочный, аппарат -- KPL3.
Выскажу также свои соображения: пользуюсь полиспастом на переходах и в штиль перед посадкой. Заметил также, что в сильный ветер со слегка (на длину спидбара) вытянутым полиспастом легче стартовать, чем без оного.
Частенько вытягиваю при сильном ветре в склон и почти всегда -- при сильном косом ветре -- когда нужна скорость.
Пробовал вытягивать на различные длины псп при обработке дохлых потоков -- плохо. Малозаметное улучшение качества с лихвой компенсируется снижением эффективности управления.
Насчет использования псп в дохлом динамике -- учитывая, что склон в такую погоду частенько бывает в считанных метрах... не стоИт, по-моему. Особенно "затягивать до упора".
Хотя, наверное, еще очень многое зависит от аппарата и от его реакции на взведение полиспаста.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5941
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Нед жовтня 03, 2004 9:50 pm

При взведении полиспаста, как известно, взводится поперечина и растягивается обшивка, что приводит к уменьшению геометрической крутки дельтаплана. Эта операция приводит к:
1) некоторому уменьшению аэродинамического сопротивления,
2) уменьшению абсолютного значения коэффициента продольного момента,
3) перебалансировке дельтаплана, как следствие п.п. 1) и 2),
4) увеличению скорости срыва (как частный случай п. 3),
5) изменению характеристик управления.
При полетах в динамике необходимость пользоваться полиспастом возникает не так уж и часто, прежде всего из-за того, что при взведенном полиспасте ухудшается управляемость, что неприятно в непосредственной близости от склона. Как справедливо отметил Вадим (если я правильно опознал "Гостя" :wink: ), то в динамике есть смысл взводить полиспаст, когда надо пробиваться против сильного ветра. Также иногда себя оправдывает взведенный полиспаст, когда есть желание максимально выбрать все из самой вершинки динамика, но это при условии, что на вашей высоте никто рядом не шастает и у аппарата нет явно выраженной перебалансировки.
При полетах в термичку почти все переходы выполняются на взведенном полиспасте. В случае, если сильная турбулентность между потоками или тесная группа летящих, то полиспаст рекомендуется взводить до такой степени, когда аппарат продолжает управляться. На некоторых дельтапланах это может быть всего 1/3 хода, а бывают дельтапланы, у которых даже в таких условиях полиспаст можно взводить почти до упора. В конце перехода, если ожидается вход в поток, полиспаст может быть отпущен на половину хода или даже полностью, чтобы не тратить лишние силы для "втыкания" в термик. Если поток широкий и аппарат нормально управляется во взведенном состоянии, то можно отпускать аппарат уже после входа в спираль. Это во многом зависит от аппарата и навыков пилота. Взведение аппарата в широких слабых потоках очень редко себя оправдывает, зато на некоторых дельтапланах есть смысл взводить полиспаст примерно на половину, чтобы удержать аппарат в сильном узком потоке - небольшое скольжение компенсируется снижением усилий по удерживанию крыла в крутом крене. И конечно, финишный долет легче всего и выгоднее осуществлять на полностью взведенном дельтаплане.
На старте с горы я лично никогда полиспаст не взвожу, хотя наблюдал, что некоторые чуть-чуть взводят крыло при сильном ветре.
Перед посадкой, особенно в условиях близких к штилю, полиспаст взводится на половину и более - срыв потока становится однозначным и резким. При посадке в турбулентных условиях полиспаст взводится от 1/3 до половины, чтобы сохранить приемлемую управляемость.
Практически всю аэробатику крутят на взведенных полиспастах.
Также полиспаст взводят при аэробуксировке - от 1/4 до 3/4.
Разумеется многое зависит от каждого конкретного аппарата - некоторые аппараты дубеют уже при 1/3 хода полиспаста, другие продолжают управляться даже полностью взведенными. Также наблюдается разная степень перебалансировки - от 8-10 км/ч до -2...-3 км/ч - это обусловлено разными конструкциями и кинематикой АПУ. На "приятных" спортивных дельтапланах на взведенном полиспасте балансировочная скорость увеличивается на 5-6 км/ч, при этом примерно вдвое снижаются нагрузки по тангажу. На некоторых безмачтовых дельтапланах минимальные усилия и максимальная Vбал наблюдаются на 3/4 хода полиспаста, а на полностью взведенном усилия немножко увеличиваются и Vбал чуть увеличивается.
В общем, каждый пилот должен изучить поведение своего дельтаплана при разных положениях полиспаста и разумно пользоваться теми изменениями характеристик, которые при этом происходят.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Аватар користувача
Вадим
2 разряд ;-)
Повідомлень: 96
З нами з: Сер березня 10, 2004 8:45 am
Звідки: Уфа
Контактна інформація:

Повідомлення Вадим » Пон жовтня 04, 2004 7:24 am

"Гостем" был действительно я :)
Благодарю за исчерпывающий ответ.
Еще возникла парочка вопросов "в тему":
1. Следует ли придерживать полиспаст при его отпускании? Обычно я стараюсь его придержать, но иногда времени хватает только на то чтобы быстренько его отщелкнуть и сразу руку обратно на спидбар и про все лишнее забыть. И вот тогда (особенно если он был вытянут до конца) псп улетает в стояк с реактивной скоростью и ощущается эдакое встряхивание всего аппарата. Удар не такой уж и сильный, но интересно мне, расчетная ли это нагрузка и не нагружает ли она что-то, что нагружать не следует? Одну проблему я уже выявил: однажды после такого отпускания псп у меня перекинулся верхний ролик на стояке и полиспаст перестал вытягиваться* Ролик я с того раза зафиксировал, но нет ли еще каких-то подобных элементов?
2. С чем связано явление, при котором как следует зажимать ручку на KPL-е (и не только на моем, как я понимаю) можно только на подвытянутом полиспасте? А на отпущенном моментально возникает раскачка, которую хрен погасишь? Я временами тренируюсь -- пытаюсь научиться летать на зажатой ручке без псп, но с неизменно отрицательным результатом :(

* Что этот ролик следует перед полетом проверять, мне Володя Мысенко еще раньше говорил и рассказал чУдную историю, про то как он взлетел, его не проверив и когда понял, что без псп летать плохо, расстегнулся, встал на спидбар, расстегнул парус и перекинул ролик :) Я не настолько крут, поэтому летел дальше без полиспаста

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5941
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Пон жовтня 04, 2004 5:51 pm

Вадим писав: 1. Следует ли придерживать полиспаст при его отпускании? Обычно я стараюсь его придержать, но иногда времени хватает только на то чтобы быстренько его отщелкнуть и сразу руку обратно на спидбар и про все лишнее забыть. И вот тогда (особенно если он был вытянут до конца) псп улетает в стояк с реактивной скоростью и ощущается эдакое встряхивание всего аппарата. Удар не такой уж и сильный, но интересно мне, расчетная ли это нагрузка и не нагружает ли она что-то, что нагружать не следует? Одну проблему я уже выявил: однажды после такого отпускания псп у меня перекинулся верхний ролик на стояке и полиспаст перестал вытягиваться* Ролик я с того раза зафиксировал, но нет ли еще каких-то подобных элементов?
Собственно, ты сам ответил на свой вопрос. При возможности лучше придерживать веревку, это увеличивает ресурс всей системы полиспаста. Но в том, что поперечина становится на место рывком, ничего страшного нет - это расчетный случай. У меня обычно бывает другая проблема при "реактивном" отпускании полиспаста - если на конце шнурка предварительно не завязать узелок, шнур вылетает из клинового замка и потом приходиться в воздухе заниматься непродуктивной работой :D
Вадим писав: 2. С чем связано явление, при котором как следует зажимать ручку на KPL-е (и не только на моем, как я понимаю) можно только на подвытянутом полиспасте? А на отпущенном моментально возникает раскачка, которую хрен погасишь? Я временами тренируюсь -- пытаюсь научиться летать на зажатой ручке без псп, но с неизменно отрицательным результатом :(
Надо подрегулировать углы установки антипик. Можно попробовать опустить по одному обороту сначала концевые, если эффекта не будет, то по одному обороту основные. Делать это надо, разумеется, аккуратно, желательно в спокойную погоду. Обязательно последовательно, а не все сразу. Если будет тенденция на улучшение ситуации, то ты на верном пути, если раскачка будет прогрессировать, то можно основные АПУ приподнять на один оборот. Почему такие неоднозначные советы? Потому что для правильного алгоритма регулировки надо видеть и щупать крыло. У предыдущего хозяина твоего аппарата (только что с ним разговаривал на эту тему) были те же проблемы при собственном весе 70 кг, с которыми он справлялся, вытягивая еще на старте около 1 м шнура полиспаста. Отпускал полностью только в потоке.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Аватар користувача
Валерий
1 разряд ;-)
Повідомлень: 156
З нами з: П'ят серпня 27, 2004 7:10 pm
Звідки: г.Геленджик
Контактна інформація:

использование полиспаса

Повідомлення Валерий » Пон жовтня 04, 2004 9:01 pm

Сергей и Вадим, спасибо за ответы. Не мог ответить на наводящий вопрос вовремя. Полиспаст у меня верёвочный, Snealth14W. Если я правильно понял, то нужно принять за правило подходя к термику отпускать полиспаст полностью, а потом уже коректировать натяжку по ситуации. А именно при сильных потоках можно немного набить полиспаст и вставать в более крутую спираль. Кстати любопытно , неужели к рычажным и верёвочным полиспастам нужен разный подход. Я считал что разница между ними только в том, что верёвочным полиспастом можно более тонко изменять характеристики крыла, и только. Или я не совсем прав?

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5941
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Re: использование полиспаса

Повідомлення Raven » Пон жовтня 04, 2004 9:50 pm

Валерий писав:Сергей и Вадим, спасибо за ответы. Не мог ответить на наводящий вопрос вовремя. Полиспаст у меня верёвочный, Stealth14W. Если я правильно понял, то нужно принять за правило подходя к термику отпускать полиспаст полностью, а потом уже коректировать натяжку по ситуации. А именно при сильных потоках можно немного набить полиспаст и вставать в более крутую спираль. Кстати любопытно , неужели к рычажным и верёвочным полиспастам нужен разный подход. Я считал что разница между ними только в том, что верёвочным полиспастом можно более тонко изменять характеристики крыла, и только. Или я не совсем прав?
В своем предыдущем сообщении я больше отвечал Вадиму, который летает на безмачтовом аппарате. На Stealth14W я полетал довольно много, поэтому с удовольствием отвечу тебе.
Этот аппарат удовлетворительно управляется на полностью взведенном полиспасте, поэтому при подходе к потоку я не спешил отпускать веревку полностью, пока не убеждался, что поток достоин обработки. Другое дело, если встречаются узкие потоки, когда надо с первых секунд "встрять" в термик, то полиспаст сбрасывается заранее.
На мачтовом "Стелсе" я никогда не взводил полиспаст в сильных потоках, не было необходимости - он великолепно управляется. Чуть-чуть подвзводил в широких слабых потоках, иногда помогало. Перед посадкой взводил примерно на половину, если у земли не было ветра.
Недостаток рычажного полиспаста - это два граничных положения, поэтому взведенный полиспаст применяется только на переходах и на посадке. Правда, знал одного пилота, который все время летал на взведенном полиспасте, считая, что он облегчает сборку аппарата и в воздухе никакой роли не играет :-) При этом он не жаловался на управляемость. :roll:
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Urry_buh
МСМК ;-)))
Повідомлень: 742
З нами з: Вів травня 25, 2004 12:47 pm
Звідки: Человек Планеты Земля. МАИ, МИИТ,Ш-3,Защёкино,....

Довесок в дискуссию.

Повідомлення Urry_buh » Вів жовтня 05, 2004 7:06 am

Вадим писал(а):

2. С чем связано явление, при котором как следует зажимать ручку на KPL-е (и не только на моем, как я понимаю) можно только на подвытянутом полиспасте? А на отпущенном моментально возникает раскачка, которую хрен погасишь? Я временами тренируюсь -- пытаюсь научиться летать на зажатой ручке без псп, но с неизменно отрицательным результатом


Надо подрегулировать углы установки антипик. Можно попробовать опустить по одному обороту сначала концевые, если эффекта не будет, то по одному обороту основные. Делать это надо, разумеется, аккуратно, желательно в спокойную погоду. Обязательно последовательно, а не все сразу. Если будет тенденция на улучшение ситуации, то ты на верном пути, если раскачка будет прогрессировать, то можно основные АПУ приподнять на один оборот. Почему такие неоднозначные советы? Потому что для правильного алгоритма регулировки надо видеть и щупать крыло. У предыдущего хозяина твоего аппарата (только что с ним разговаривал на эту тему) были те же проблемы при собственном весе 70 кг, с которыми он справлялся, вытягивая еще на старте около 1 м шнура полиспаста. Отпускал полностью только в потоке.



Добавлю, при отпущенном полиспасте увеличивается угол поперечного V, что способствует возникновению раскачки.

Аватар користувача
ANT
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1652
З нами з: Нед лютого 22, 2004 10:06 pm
Звідки: Харьков, дельтаклуб ХАИ
Контактна інформація:

Регулировки

Повідомлення ANT » Вів жовтня 05, 2004 9:01 pm

За последние полтора года, мы в дельтаклубе ХАИ построили три Стелса-2-ХАИ, с использованием парусов Stealth-KPL-2. Я довольно долго возился с выставлением поперечного V каждого аппарата и его первичным натяжением. То есть длинной троса натяжителя поперечины. Так как моментная поперечина и моментный центральный узел были замещены на безмоментные, по конструкции аналогичные поперечинам Сталкера и мачтового Стелса, пришлось пересчитывать длины всех замешённых элементов. Поэтому при лётных испытаниях и доводке аппаратов, с целью получения удовлетворительных управляемости и устойчивости пришлось заниматься подбором (уточнением) длин нижних тросов и троса натяжителя (взведения).
_ ._ Так вот, в начальном варианте все три аппарата несколько покачивались уже при небольшом поджатии спидбара. При регулировках я как несколько укорачивал трос взведения поперечины, так и увеличивал отрицательное поперечное V. Собственно довзведение аппарата уводит его от раскачки, но похоже это не то, что нужно сейчас Вадиму. Если ты считаешь так уж необходимым для себя иметь возможность быстро, без довзведения аппарата поджимать спидбар, пробиваться или пикировать, то тебе следует исследовать две возможности:
1. Понемногу подтягивая полиспаст определить тот уровень довзведения при котором ощутимого ухудшения управляемости не наблюдается и в тоже время отодвигается порог начала раскачки. После этого можно подумать о некотором, возможно 10-15 мм укорачивании троса взведения.
2. Так же понемногу можно уменьшать запас поперечной устойчивости путём увеличения отрицательного поперечного V. То есть осторожно, по 10 мм за один полёт можно укорачивать нижние боковые троса. Это и добавляет управляемости, и уводит от раскачки. Но здесь важно не переусердствовать, так как аппарат, с чрезмерно завышенным отрицательным V может быть некомфортен в болтанку. Его может быть утомительно удерживать в прямолинейном полёте.
Лучше всего, конечно, использовать комбинацию этих двух регулировок. Вполне вероятно что удовлетворительного результата можно будет добиться укоротив всего по 10 мм натяжитель поперечины и нижние боковые троса. Укорочение нижних тросов скомпенсирует небольшую потерю управляемости от довзведения.
При уменьшении длинны троса взводящего поперечину стоит сначала проверить, сможешь ли ты нормально взводить аппарат при сборке. Не сделает ли это невозможным взведение аппарата без посторонней помощи. То есть, попробуй отпустить и взвести аппарат с не полностью отпущенным полиспастом.
Только просьба, если решишься на регулировки, будь последовательным и осторожным. Желательно вести дневничёк выполненных операций, с описанием изменений в поведении аппарата после внесения изменений.
В этом мире нет ничего невозможного, но есть вещи очень хлопотные.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 11 гостей