Оптимальная скорость долёта

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Відповісти
Аватар користувача
Валерий
1 разряд ;-)
Повідомлень: 156
З нами з: П'ят серпня 27, 2004 7:10 pm
Звідки: г.Геленджик
Контактна інформація:

Оптимальная скорость долёта

Повідомлення Валерий » Сер жовтня 27, 2004 7:15 pm

Недавно со мной произошла одна история, после которой я задумался над этим вопросом. Летаю я в Геленджике давно, с начала 80-х. Были большие перерывы, менялись дельтапланы. Но долететь от Маркхотского хребта до Толстого мыса Геленджикской бухты через город и частично через бухту, это около 5км., пока не удавалось. Перепад высот 550 м. Для качества Stealth 14 такая авантюра казалась бы возможной. Но лететь в штиль кайфушки маловато будет. Т.е. нужно пробиваться против ветра, и без термички долететь не вариант. Летом, при шикарной термичке, летать в этом районе опасно,- посадочный коридор местного аэропорта. Ну а сейчас, когда курортный сезон закончился и самолёты летают раз в два-три дня, рискнуть можно. Решился я на этот долёт когда термичка была уже слабовастенькая, и время около шести вечера. Ветер почти встречный 8-10м/сек. Около хребта была 1000м., центр города - уже 600м.,над бухтой - 300м. Перед посадкой почти прошёлся по крышам последних домов. Если бы увидел что не долетаю, то развернулся бы и по ветру дотянул бы до пляжа бухты. Но получилось! УРА! А теперь разбор полёта. В начале держал скорость 38-40 км/час, при которой было минимальное снижение по вариометру. Потом, где-то в середине долёта, вижу что хоть и медленно, но снижаюсь, не особенно сильно пробиваясь вперёд. Решил увеличить скорость до 55-60 км/час. Но решение это принималось на интуитивном уровне, чего не хотелось бы в будущем делать. Так как же расчитать скорость долёта, что бы улететь как можно дальше, учитывая скорость ветра? Ну и желательно что бы без сложных вычислений в уме. Так же буду благодарен если подскажете какой является наивыгоднейшая скорость при максимальном качестве у дельтаплана Stealth- 14W. Ни в букварях, ни в сопроводительной документации, ни в интернете этой скорости я найти не смог.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5941
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Сер жовтня 27, 2004 11:01 pm

Для начала теория: http://airwalker.secondpilot.net/librar ... /polar.htm
Реальное аэродинамическое качество необходимо определять для каждого дельтаплана+пилота индивидуально, т.к. два разных пилота летая на одном типе дельтаплана "Х", могут получить АК отличающееся больше, чем на 1. Для построения поляры необходимо в спокойной атмосфере определить несколько точек - скорость срыва, скорость минимального снижения, скорость максимального качества и максимальную скорость. Это теоретически. Практически мы можем более-менее достоверно определить скорость срыва и скорость минимального снижения. Скорость максимального качества определить сложнее, т.к. необходимо выполнить несколько полетов в идеальной атмосфере с выдерживанием скоростных площадок с интервалом 3-4 км/ч от скорости минимального снижения. Все цифры необходимо запоминать или записывать, затем садиться и вручную считать АК. Не знаю, есть ли у всех пилотов такая возможность. При аэробуксировке на это уходит полный летный день и все равно остается ощущение довольно большой погрешности полученных результатов - идеальная атмосфера это такая же мистическая сущность как и идеальная женщина. Определять максимальную скорость нет необходимости - достаточно снять скорость снижения при скорости 80 км/ч. По полученным точкам рисуется поляра скоростей, которую в свою очередь можно двигать вдоль оси ОХ, определяя скорость максимального качества в зависимости от силы ветра. Некоторые пилоты таким образом теоретически определят скорости на переходе при 5, 10, 15 м/с и эти значения выписывают на бумажку, которую приклеивают на стойку трапеции. Получается очень упрощенная "линейка долета", которая позволяет эффективно летать против ветра.
Сейчас новые "Браунигеры Комфорт" позволяют получать значение АК прямо в полете в "реал тайме", но надо помнить, что это АК некоей материальной точки, а не собственно аэродинамического объекта типа дельтаплан. Т.е. если в полете на "Дискасе" на дисплее АК=16, то это говорит лишь о том, что полет происходит в районе восходящего потока.
А вообще тема полезная, потому что бывают условия, когда интуиция подсказывает не совсем верные решения, а математика дает очень хороший результат.
Надо и себе на дельтаплан бумажку с циферками приклеить :wink:
Для тех, кто хочет поиграть с полярами, вот интересная ссылочка:
http://buteo.szm.sk/work/polar_sim.htm
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Аватар користувача
-tyt--
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1730
З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
Звідки: Ukraine. Kiev
Контактна інформація:

Re: Оптимальная скорость долёта

Повідомлення -tyt-- » Чет жовтня 28, 2004 12:06 pm

Валерий писав: Ветер почти встречный 8-10м/сек.

В начале держал скорость 38-40 км/час, при которой было минимальное снижение по вариометру. Потом, где-то в середине долёта, вижу что хоть и медленно, но снижаюсь, не особенно сильно пробиваясь вперёд. Решил увеличить скорость до 55-60 км/час.
ИМХО ошибка была в первом режиме. Давай подсчитаем: встречный ветер 8-10 м/с это же 29-36 км/ч! Т.е. твоя путевая скорость в начале долета составляла от силы 11 км/ч, а скорее всего и того меньше, 5-6. Т.е. 5 км ты пролетишь минимум за 30 мин, а то и не долетишь.
Надо было сразу прижать до 55-60, и ИМХО за 10 мин. прилетел бы на финиш с хорошим запасом.

Конечно, это мое ИМХО. зависит от погодных условий, но если погода мягкая, то риск нарваться на значительные минуса небольшой и эти прикидки должны соответствовать.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 12 гостей