Как избежать кувырка на дельтаплане?

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

chuffed88
2 разряд ;-)
Повідомлень: 73
З нами з: Вів вересня 02, 2014 4:19 pm
Звідки: Kazakhstan

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення chuffed88 » Сер вересня 03, 2014 9:28 pm

Само по себе не кувыркаестя, но ведь и опытный пилот может довести дп до кувырка, от ошибок никто не застрахован. Если бы все было так просто то никто бы не кувыркался. Я только предлогаю страховку

А на макетах можно было бы изучить ее и разрешить некоторые споры относительно процесса. Ну например где-то обсуждался вопрос о том, стоит ли прибрать ручку резко или постепенно на горке, некоторые остались при своем мнении. Эксперимент - не теория, с ним не поспоришь. Да и вообще эксперимент иногда показывает вещи, которые теоретически просто незаметны.

По хвостатому дельтаплан у где-то была темка - кувыркаюстя, хоть и редко
Востаннє редагувалось Сер вересня 03, 2014 9:40 pm користувачем chuffed88, всього редагувалось 1 раз.

Аватар користувача
makros
МСМК ;-)))
Повідомлень: 907
З нами з: Вів липня 11, 2006 4:08 pm
Звідки: Киев, Москва
Контактна інформація:

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення makros » Сер вересня 03, 2014 9:31 pm

Кароч, ты летаешь или нет?
Как-то глупо доказывать что жираф - это не верблюд, хоть и похож немного внешне...
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!

Жуков Леонид
Повідомлень: 5
З нами з: Суб лютого 03, 2007 11:06 pm
Звідки: ташкент
Контактна інформація:

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення Жуков Леонид » Сер вересня 03, 2014 11:09 pm

Опишу свой случай - поможет для анализа. При тупой попытке выполнить петлю при недостаточной скорости на не очень жестком аппарате завис носом в небо, ну вертикально. Затем начал падать хвостом вниз, как только крыло черпнуло воздуха своими лопухами произошел первый кувырок, ну очень быстрый, а на втором, в перевернутом виде, сложилось крыло и вращение остановилось. Парашют успел проскочить меж сходящихся крыльев и впритык хватило высоты, так что летать продолжаю. Уже в последующих полетах выяснилось, что одна из причин, кроме неверного управления, это изменение профиля нижней обшивки при малых углах атаки, а в результате скачкообразное смещение центра давления и резкое уменьшение антипикирующего момента на крыле. Вот как то так.

Аватар користувача
birukobu
КМС ;-))
Повідомлень: 243
З нами з: Чет серпня 25, 2011 5:40 pm
Звідки: Санкт-Петербург

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення birukobu » Чет вересня 04, 2014 4:42 am

Ноги... крылья... главное - хвост!
Летайте с горизонтальным хвостовым оперением и будет Вам щастье.
А еще проверяйте АПУ и не допускайте отклонений от сертифицированных углов установки антипалок, контролируйте длины тросиков АПУ по мануалу.
А если ко всему прочему приплюсовать устойчивую работу мозга, который правильно работает полиспастом, верно дергает ручкой и не лезет в самую турбо-жопу, то кувырок становится чисто теоретически возможным происшествием.

ЗЫЖ А раз уж он произошел - запаска. И молись всем дельтапланерным богам, чтобы не намотало.
Востаннє редагувалось П'ят вересня 05, 2014 2:35 pm користувачем birukobu, всього редагувалось 2 разів.
Управлять дельтапланом просто: #опа вправо...#опа влево... Убедись сам, заходи на http://www.deltaplan.in.ua/" target="_blank

Urry_buh
МСМК ;-)))
Повідомлень: 745
З нами з: Вів травня 25, 2004 12:47 pm
Звідки: Человек Планеты Земля. МАИ, МИИТ,Ш-3,Защёкино,....

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення Urry_buh » Чет вересня 04, 2014 8:05 am

Жуков Леонид писав: Уже в последующих полетах выяснилось, что одна из причин, кроме неверного управления, это изменение профиля нижней обшивки при малых углах атаки, а в результате скачкообразное смещение центра давления и резкое уменьшение антипикирующего момента на крыле.
Это выяснилось еще лет 25 назад..... :a_g_a: и выражается в том, что нет ни одной известной мне продувки ДП без "ложки" на кривой прод. момента :-(

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5995
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення Raven » П'ят вересня 05, 2014 2:15 pm

birukobu писав:Летайте с горизонтальным хвостовым оперением и будет Вам щастье.
... В чуть большем диапазоне углов атаки и скоростей. Хвост, как и хрен стеклянный, в руках дурака не гарантирует щастья! :mi_ga_et:
Налет на ДП и МДП - почти 1400 ч.

Аватар користувача
birukobu
КМС ;-))
Повідомлень: 243
З нами з: Чет серпня 25, 2011 5:40 pm
Звідки: Санкт-Петербург

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення birukobu » П'ят вересня 05, 2014 2:34 pm

Raven писав:
birukobu писав:Летайте с горизонтальным хвостовым оперением и будет Вам щастье.
... В чуть большем диапазоне углов атаки и скоростей. Хвост, как и хрен стеклянный, в руках дурака не гарантирует щастья! :mi_ga_et:
Ну, да...по$$@л, да об угол...да еще и руки порежет :a_g_a:

Поэтому про АПУ и моск не стоит забывать :a_g_a:
Управлять дельтапланом просто: #опа вправо...#опа влево... Убедись сам, заходи на http://www.deltaplan.in.ua/" target="_blank

Аватар користувача
Petr
Чайник ;-)
Повідомлень: 13
З нами з: Чет червня 06, 2013 11:40 am
Звідки: Rostov sul Don

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення Petr » Пон січня 26, 2015 6:58 pm

На видео аппарат завис, но не кувыркнулся... почему?

https://www.youtube.com/watch?v=IFR8fB_KIQ4" target="_blank

NikolayD
КМС ;-))
Повідомлень: 272
З нами з: Сер грудня 29, 2010 11:21 am
Звідки: Санкт-Петербург
Контактна інформація:

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення NikolayD » Пон січня 26, 2015 9:21 pm

Потому-что пилот зажал ручку по самое фаберже. :ps_ih:

chuffed88
2 разряд ;-)
Повідомлень: 73
З нами з: Вів вересня 02, 2014 4:19 pm
Звідки: Kazakhstan

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення chuffed88 » Вів лютого 26, 2019 11:09 am

NikolayD писав:
Пон січня 26, 2015 9:21 pm
Потому-что пилот зажал ручку по самое фаберже. :ps_ih:
Любопытно, тут вы говорите зажал и кувыркнуться не мог, а про мое видео в ютубе, где так же зажимаюсь, только срыв плавнее делаю, говорите, что неоправданный риск...

А вообще конечно по-моему для тандема это чересчур))) Я конечно тоже катаю с кренами немногим меньше 90, но что вот ТАК срывать...

Аватар користувача
-tyt--
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1829
З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
Звідки: Ukraine. Kiev
Контактна інформація:

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення -tyt-- » Вів квітня 09, 2019 6:25 pm

chuffed88 писав:
Вів лютого 26, 2019 11:09 am
NikolayD писав:
Пон січня 26, 2015 9:21 pm
Потому-что пилот зажал ручку по самое фаберже. :ps_ih:
Любопытно, тут вы говорите зажал и кувыркнуться не мог, а про мое видео в ютубе, где так же зажимаюсь, только срыв плавнее делаю, говорите, что неоправданный риск...
Похоже, что имеет место недопонимание.
НЯЗ положение ручки (т.е. центровка) однозначно определяет возможность кувырка:
1. Передняя центровка, т.е. ручка прижата.
Для дельтаплана в сертифицированой конфигурации (с сертифицированными антипиками) кувырок с передней центовкой невозможен в принципе. При любом значении передней центровки.

Исключение составляют дельтапланы с сознательно заниженными антипиками, в состояние "ниже, чем страшно" ;)
При резком зажатии из глубокого срыва дельтаплан может динамически выскочить на нулевые, а то и отрицательные углы атаки. И вот тут и проявятся недостаточные антипикирующие характеристики крыла (большая "отрицательная ложка" mz).

Тут ещё влияет работа полиспаста, т.е. геометрия каркаса и антипалок в зависимости от положения поперечины. У всех известных мне ДП при взведении поперечины антипики опускаются. И если владелец очумелыми ручками настроил очень низкие, но ещё безопасные антипики в отпущенном положении поперечины, то при её взведении опускание антипик может вывести крыло из безопасного диапазона момента по тангажу, он нежданно может стать опасным именно на околонулевых и орицательных УА, оставаясь вполне устойчивым по тангажу на нормально-положительных УА. И именно со взведённой поперечиной на скоростном режиме при попадании в нисходняк может произойти скоростной кувырок. Я слышал, что у некоторых топовых пилотов на верёвке полиспаста могла быть даже метка, дальше которой нельзя взводить в сильную погоду с большими нисходняками. но можно в спокойную.
Тем не менее, вывод: при любой передней центовке, дельтаплан в сертифицированной конфигурации не кувыркнётся никак.

2. Задняя центровка, т.е. ручка впереди за балансирным положением
А вот в такой конфигурации точки приложения сил могут так сложиться, что кувыркнётся и будет авторотировать даже сертифицированный дельтаплан. Чем уже у крыла хорда, чем ниже антипики, чем "заднее" центовка, тем больше вероятность кувырка.
Из-за условия задней центровки тут попадание в кувырок возможно только после выхода на отрицательные УА из глубокого срыва, ну или из нисходящей части недокрученой петли.
Итог: с задней центровкой кувырок дельтаплана при выходе на околонулевые и отрицательные углы атаки весьма вероятен. Чем более задняя центровка, тем вероятнее кувырок.
Востаннє редагувалось Сер квітня 10, 2019 10:32 am користувачем -tyt--, всього редагувалось 1 раз.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

chuffed88
2 разряд ;-)
Повідомлень: 73
З нами з: Вів вересня 02, 2014 4:19 pm
Звідки: Kazakhstan

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення chuffed88 » Вів квітня 09, 2019 6:50 pm

-tyt-- писав:
Вів квітня 09, 2019 6:25 pm

Похоже, что имеет место недопонимание...
Речь об этом видео: https://youtu.be/NxqRXclCGOI
Где Николай имеет совершенно другое мнение, что кувырок тут вполне возможен. Я же пыталась там сказать, что при своевременном зажатии аппарат, тем более атласоид, не кувыркнется. Т.е. как раз говорю о том, что при крайнем переднем положении кувырок невозможен. Он конечно не сертифицирован, но перед данным тестом проверено, что усилия были во всем диапазоне хода ручки.
Про отрицательную ложку, антипики и пр. в курсе)))
По поводу резкости прибирания и возможности кувырка в соседней теме пытаюсь выяснить, но гуру пока не отвечает))) большие споры вообще так ли это. В моем видео я не слишком резко зажимаюсь, осторожничаю, т.к. однозначного ответа нет.

Аватар користувача
-tyt--
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1829
З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
Звідки: Ukraine. Kiev
Контактна інформація:

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення -tyt-- » Сер квітня 10, 2019 10:44 am

chuffed88 писав:
Вів квітня 09, 2019 6:50 pm
Речь об этом видео: https://youtu.be/NxqRXclCGOI
Где Николай имеет совершенно другое мнение, что кувырок тут вполне возможен. Я же пыталась там сказать, что при своевременном зажатии аппарат, тем более атласоид, не кувыркнется. Т.е. как раз говорю о том, что при крайнем переднем положении кувырок невозможен. Он конечно не сертифицирован, но перед данным тестом проверено, что усилия были во всем диапазоне хода ручки.
Меня в видео больше вводят в недоумения и напрягают два момента:
1. Как-то быстро трапеция прибирается, стоит только аппарату начать опускать нос. Мне было бы интересно для начала подержать аппарат на выданных руках, стал бы он парашютировать, как УТ, летел бы на закритических УА, как "Студент" у меня в одном тесте, или б сорвался и наклонил нос, как должен в теории средний ДП.
2. Точка и способ удержания трапеции. Я о том, что если бы аппарат резко бы сорвался и клюнул, то я не уверен, что смог бы удержать трапецию таким способом, мне б руки вывернуло. В первый раз такие эксперименты я б проводил в "лёжке", держась за ручку, а не стойки.
Вопрос снимается, если тесты на срыв проводились ранее и было известно, что срыв мягкий и руки не вывернет.
Про отрицательную ложку, антипики и пр. в курсе)))
Я подозревал ;)
Это не для тебя было, а для учлётов, которые могут читать эту ветку. :smu:sche_nie:
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватар користувача
-tyt--
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1829
З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
Звідки: Ukraine. Kiev
Контактна інформація:

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення -tyt-- » Сер квітня 10, 2019 11:25 am

А по поводу зажал=кувырок вот это видео показательно:
https://youtu.be/Y-1IDDDuZ4A?t=9

Пилот на срыве действительно зажимает, но немного, а главное, к прохождению положения "вертикально вниз" он нехило пихает ручку, что и провоцирует кувырок. Если б зажал и держал, то кувырка б не случилось, антипики бы вытянули из пикирования.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

chuffed88
2 разряд ;-)
Повідомлень: 73
З нами з: Вів вересня 02, 2014 4:19 pm
Звідки: Kazakhstan

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення chuffed88 » Сер квітня 10, 2019 12:42 pm

1. Тут глубокий срыв, если посмотришь по шерстинкам при виде сверху. Страшно долго удерживать, я не щнаю, что будет. Но в тестах с обычным срывом все стандартно: аппарат начинает раскачиваться по тангажу. Т.е. сначала плавно опускает нос, набирает скорость, задирает нос и т.д. Если не доводить до опускания носа, то парашютирует, по сторонам в спокойном воздухе как Комбат не валится. То есть в неспокойном воздухе конечно легче возникают крена, но и ровно лететь можно.
2.да, предварительные тесты были проведены. В вертикалке, т.к. у меня короткие руки и их длины не ватает, чтобы сделать глубокий срыв. Для обычного срыва приходится полностью вытягиваться и руки помещать в центр спидбара. Продумывала уже, как буду перехватываться в случае чего, но не пришлось.
3. Мне видится, что кувырок не из-за прибирания произошел, а из-за глубокого срыва. Пилот прибрал, молодец, но не удержал в этом положении.
А еще насчет антипик. Эффективно они работают только на больших скоростях, насколько мне известно. Именно поэтому есть видео, где пилот пихает ручку при локауте, при наличии скорости, а аппарат выходит.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 4 гостей