Как избежать кувырка на дельтаплане?

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Відповісти
Slaig

Как избежать кувырка на дельтаплане?

Повідомлення Slaig » Суб лютого 14, 2004 10:57 pm

Как избежать кувырок на дельтаплане? Каковы шансы поломки аппарата? В каких случаях в него можно попасть или что надо делать чтобы не попадать? Что делать если кувырок произошел? Спасибо за совет.

Серж

Повідомлення Серж » Суб лютого 14, 2004 11:00 pm

Что делать? Ручку в потоках от себя не пихать! В любой ситуации скорость не теряй, вот и весь сказ.

Alkor

Повідомлення Alkor » Суб лютого 14, 2004 11:02 pm

И на затяжке перед отцепкой или при обрыве троса надо ручку обязательно прибирать. А в сильный ветер быть осторожнее на посадке - если отпихнуть ручку слишком сильно, тоже может кувыркнуть. Ну а если уже кувыркнуло, то есть несколько вариантов: если от спидбара не оторвало, то можно попытаться выйти из кувырка - прибрать ручку, опять же (если получится), а если оторвало, да еще высоты мало - запаску кидать. Хотя тонкостей много, и если есть кто опытный поблизости - лучше попросить рассказать живого человека.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5860
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Суб лютого 14, 2004 11:09 pm

- Как избежать кувырок на дельтаплане?
- Серж правильно подметил - чтобы избежать кувырка, необходимо иметь запас скорости. Ведь по сути кувырок - это последствия глубокого срыва потока. Такой срыв можно "заработать" либо при полетах в термичку, когда дельтаплан на малой скорости попадает на границу восходящего и нисходящего потоков или при лихом пилотировании, когда угол тангажа большой при недостаточной скорости. Следовательно, запас скорости является сам по себе первым условием того, чтобы не попадать в опасный режим.
- Каковы шансы поломки аппарата?
- Очень велики. Как правило дельтаплан ломается на первом-втором обороте. Случаи, когда дельтаплан не ломался во время кувырков можно пересчитать по пальцам.
- В каких случаях в него можно попасть или что надо делать чтобы не попадать?
- Современные серийные дельтапланы во время сертификации проходят специальный тест на продольную устойчивость, поэтому при обычных полетах на серйной технике кувыркнуться шансы исчезающе малы. Кувырки самодельных дельтапланов случаются чаще, но это не значит, что все самодельные аппараты плохи. Первым признаком предрасположенности самодельного дельтаплана к кувырку является непрогрессирующие усилия по тангажу при увеличении скорости. Особенно опасно, если ручка на повышенной скорости "залипает" - на таком дельтаплане категорически нельзя летать. Это первая половина ответа на вопрос - не надо летать на стремных дельтапланах.
Вторая половина ответа касается техники пилотирования. Еще раз повторюсь - залог вашей безопасности в воздухе - это запас скорости. При полетах в термичку часто бывает ситуация, когда дельтаплан "выплевывает" из потока с интенсивным опусканием носа и даже легким заваливанием на спину. В этой ситуации крылу надо помочь - максимально зажать ручку и держать ее там, пока не появятся привычные усилия, что будет свидетельствовать о нормальном режиме полета. После этого набранную скорость можно реализовать в любой, угодный вам, маневр.
Еще одна ситуация, когда возможен кувырок - это ошибка при радикальном пилотировании. Выполнение восходящего маневра с зависанием в верхней точке приводит к режиму, когда шансы кувыркнуться очень велики. Таким образом можно кувыркнуть любой, хоть трижды сертифицированный, дельтаплан. Если уж такая беда приключилась, необходимо максимально зажать ручку, подтянуть колени и очень крепко вцепиться в ручку управления. Были случаи, когда из такого положения дельтаплан почти переворачивался на спину, но максимально возможная передняя центровка не позволяла перейти крылу в режим продольной авторотации, происходило пикирование и выход в нормальный полет.
- Что делать если кувырок произошел?
- Ваше счастье, если крыло сломается на первом кувырке. После этого начинается падение с каким либо вращением, но уже не относительно продольной оси. При таком исходе необходимо воспользоваться спасательным парашютом, выкинув его по вращению, стараясь не попасть в троса. Если дельтаплан не разрушится, то вы испытаете, что такое центрифуга, когда ни рукой, ни ногой не пошевелить и глаза из орбит вылазят. Рекомендация прибрать ручку уже в процессе кувырка почти не выполнима (это господин Азарьев пусть сам пробует ;-) - перегрузка просто оторвет вас от спидбара.
Несколько примеров из жизни говорят о том, что выживали те пилоты, которые бросали парашют еще до кувырка. Например, пилот видит, что дельтаплан начинает заваливаться на спину и сразу вводит в действие парашют не дожидаясь дальнейшего развития ситуации.
Позвольте встречный вопрос: чем вызван интерес к кувыркам?
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Alkor

Повідомлення Alkor » Суб лютого 14, 2004 11:13 pm

На счет того, что если кувыркнуло - то спасение только в парашюте, так это неверно. И примеры, когда человека не отрывало от спидбара и он выходил из кувырка, известны. (Более того, лично я знаю человека, вышедшего из кувырка после того, как его оторвало! от спидбара - аппарат не начал вращаться, а полетел "листом" вниз, человек пополз по килевой к носу и аппарат перевернулся - оставалось только трапецию поймать.) Более того, исследования модели дельты в трубе показали, что практически любой дельтаплан после двух-трех оборотов сам выйдет из кувырка. Если, конечно, не поломается. И рекомендация прибрать ручку - выполнима.
И еще. Кто такой Азарьев?

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5860
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Суб лютого 14, 2004 11:18 pm

Ответ для Alkor:
Начну с конца ;-)
Азарьев Игорь Александрович - автор трудов "Опасные режимы полета дельтаплана", "Практическая аэродинамика дельтаплана", "Аэродинамика мотодельтаплана", ряда статей, которые публиковались в "Небо для всех" и "Авиации общего назначения". В одной из своих работ "Управляемый кувырок дельтаплана" он на полном серьезе предлагает пилотам проходить тренаж по кувыркам, теоретически расчитав, что процесс может быть управляемым.
Теперь об исследованиях в аэродинамической трубе. Укажите источник, где говорится о таком странном, на мой взгляд, выводе, тем более о любом дельтаплане. ИМХО - это досужие слухи или глубоко законспирированные исследования ВПК ;-)
Еще один вопрос - можно ли узнать фамилию кувыркнувшегося пилота, обстоятельства происшествия и тип дельтаплана? Любопытства ради.
Знаете, на Вашем месте я бы не стал так категорично утверждать, что рекомендация воспользоваться парашютом неверная. Кто может спрогнозировать как будет развиваться кувырок? Как поведет себя конструкция дельтаплана? В каком состоянии будет пилот после кувырка? Слишком много слагаемых, чтобы уповать на счастливый случай и надеяться, что все обойдется. Позвольте настоять на своей рекомендации СПАСАТЬСЯ при помощи парашюта.
Многие рекомендации в авиации даются на основании статистики. Как говорится, статистика - упрямая вещь. Поэтому несколько исключений из правил не могут давать оснований для формулирования новых рекомендаций или опровержения старых.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Серж

Повідомлення Серж » Суб лютого 14, 2004 11:22 pm

Гы! Прикольно читать! Знаете почему? Raven сам в молодые годы кувыркался. Без парашюта. Так шо слухайте его, он знает, что говорит.
А еще в более зрелые годы он кажется в ЦАГИ ездил в командировки, дельтапланы в трубе дул. Но это так, к слову :-))
Хе! Попалили Равена... (уходит, потирая руки)

Slaig

Повідомлення Slaig » Суб лютого 14, 2004 11:24 pm

Спасибо большое за информация. Интерес вызван тем, что мы у нас в клубе освоили буксировку дельтаплана , и начинаем осваивать полеты в термических потоках. Слышали про опасность кувурка и решили узнать о нем по больше. Просьба, не могли бы ли дать рекомендации для начинающих в пилотировании дельтаплана в термических потоках? Какие самые распострпнненые ошибки?

Alkor

Повідомлення Alkor » Суб лютого 14, 2004 11:26 pm

Прошу прощения за поздний ответ - в отпуске интернета не было категорически.
Первое. Пилот, кувырнувшийся и не воспользовавшийся парашютом. Сыромятников Борис на своем аппарате - не скажу точно, Кирпич это был или Призрак, в Алматы кувыркнулся, сделал полный оборот, от трапеции его не оторвало, аппарат вышел через пикирование, после чего Боря благополучно сел. Информация из первых рук. Игнатов Сергей - там же, на Стажере, оторвало от спидбара, он прополз по килевой, аппарат довернул и вышел через пике. Информация НЕ из первых рук. Гусаров Коля, Алматы - аппарат остался "на спине", Коля бросил парашют, он не раскрылся. Коля падал так до самой земли, упал на небольшой уклон, легко повредил ногу. До дороги добрался САМ. На каком аппарате - не помню. Информация из первых рук.
Правда, во всех этих случаях высоты у пилотов было более чем достаточно для того, чтобы подумать.
Второе. По поводу продувок отпишу позже - постараюсь найти больше информации, может какие ссылки.
Ну, про Азарьева, конечно, стыдно забыть - каюсь.
И еще. Я не утверждаю, что рекомендация воспользоваться парашютом неверная, я говорю о том, что иногда есть и другой выход. Особенно, когда есть высота.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5860
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Суб лютого 14, 2004 11:29 pm

Характерно то, что все кувырки произошли на самодельных дельтапланах, которые не тестировались на стенде.
Могу дополнить сказанное Alkor:
- Игнатов кувыркнулся на Юце в подветренном роторе, т.е. это был кувырок не в "чистом" виде,
- дельтаплан Гусарова назывался "Ярус" (аналогичный случай произошел на Волошино с харьковским пилотом - падение "на спине" с нераскрывшимся парашютом. Ему повезло меньше - он погиб.)
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Лев

Повідомлення Лев » Суб лютого 14, 2004 11:33 pm

Кому интересно про кувырок на дельтаплане, посмотрите соответствующую статью на сайте "Мотодельтапланы и полёты" - http://www.trikes.narod.ru

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5860
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів березня 21, 2006 6:58 pm

Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Аватар користувача
Ins
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 460
З нами з: Вів грудня 21, 2004 11:30 pm
Звідки: МАИ
Контактна інформація:

Повідомлення Ins » Сер березня 22, 2006 9:28 am

Raven писав:- Как избежать кувырок на дельтаплане?
- Серж правильно подметил - чтобы избежать кувырка, необходимо иметь запас скорости.
Погодите, погодите. А если запас скорости за рамками разумного? Неужели кувырка не произойдёт? Пока не имею опыта кувырков, но собираюсь его приобрести. Знаю! Сам не хочу. А что делать при скорости 105,5 км/ч при входе в зону микрокатаклизмов? И ручка до того типа не "залипала". Но антипики малость отпущены, иначе это было бы не 105, а 85. А ну как аппарат кувыркнётся при этом? Страшно. Вот и боимся мы, не имеющие опыта кувыркастости. А чё? Запросто ведь на большой скорости может произойти скачкообразное падение давления на нижней поверхности у носового узла. При наличии повышенного давления на обтекателе может произойти "заполаскивание", часто наблюдаемое у парусов виндсёрфингов, крыло которых аэродинамически близко к крыльям современных дельтапланов. Многим известно нервирующее движение ручки по тангажу при попадании в "кашу". Что делать-то? Парашют кидать или еще более "запас скорости" увеличить? Или уговорить себя тем, что на уважающем себя форуме отрицают возможность кувырка на больших скоростях?
У Лямуетта эта проблема решается антишоковым устройством с приводом крайних антипалок. И оперением на килевой. Но это элементы пассивной безопасности. А что мы имеем в активе?
Владимир

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5860
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Сер березня 22, 2006 11:22 am

Ins писав:
Raven писав:- Как избежать кувырок на дельтаплане?
- Серж правильно подметил - чтобы избежать кувырка, необходимо иметь запас скорости.
Погодите, погодите. А если запас скорости за рамками разумного? Неужели кувырка не произойдёт? Пока не имею опыта кувырков, но собираюсь его приобрести. Знаю! Сам не хочу. А что делать при скорости 105,5 км/ч при входе в зону микрокатаклизмов? И ручка до того типа не "залипала". Но антипики малость отпущены, иначе это было бы не 105, а 85. А ну как аппарат кувыркнётся при этом? Страшно. Вот и боимся мы, не имеющие опыта кувыркастости. А чё? Запросто ведь на большой скорости может произойти скачкообразное падение давления на нижней поверхности у носового узла. При наличии повышенного давления на обтекателе может произойти "заполаскивание", часто наблюдаемое у парусов виндсёрфингов, крыло которых аэродинамически близко к крыльям современных дельтапланов. Многим известно нервирующее движение ручки по тангажу при попадании в "кашу". Что делать-то? Парашют кидать или еще более "запас скорости" увеличить? Или уговорить себя тем, что на уважающем себя форуме отрицают возможность кувырка на больших скоростях?
У Лямуетта эта проблема решается антишоковым устройством с приводом крайних антипалок. И оперением на килевой. Но это элементы пассивной безопасности. А что мы имеем в активе?
Лучше бы ты по поводу статьи по ссылочке поумничал. Там есть некоторые нестыковки.
"Если скорость за рамками разумного" - собственно ты сам ответил на свой вопрос. Не превышай эксплуатационные ограничения и будет тебе счастье. :)
Хочу напомнить, что сертифицированные дельтапланы гоняют на стенде до скорости 100 км/ч и добиваются того, чтобы "Мзет по Альфа" не имела провалов до этой скорости. Если ты сознательно опустил антипики на серийном дельтаплане, то зачем задавать такие патетические вопросы? Не дай Бог, кувыркнешься и выживешь, расскажешь нам как это было! 8)
Кстати, приведи-ка нам примеры, когда, кто и на каких аппаратах кувыркался на скоростях выше 100 км/ч.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Аватар користувача
Ins
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 460
З нами з: Вів грудня 21, 2004 11:30 pm
Звідки: МАИ
Контактна інформація:

Повідомлення Ins » Сер березня 22, 2006 12:32 pm

Raven писав: Кстати, приведи-ка нам примеры, когда, кто и на каких аппаратах кувыркался на скоростях выше 100 км/ч.
Личный пример не приведу - каждый раз в этой ситуации срабатывал инстинкт самосохранения и малыми порциями гасил скорость. И не был свидетелем кувырка. Но... что же это было, когда на Европе на глазах у всех стоящих на старте после головокружительного комплекса пилотажа один супер-пилот спикировал на толпу против ветра и...все отчетливо разглядели, как дернулся вниз нос аппарата, хлопком изменился звук обтекающего крыло воздуха. Хлопец стреманулся и малость стал отдавать ручку. После чего сел и больше не выеживался. Из известных мне это самая близкая к кувырку ситуация. К сожалению, опрашивать тех, кто испытал это на себе, бесполезно. Поскольку ничего не помнят по причине резких угловых ускорений и потери сознания с провалами памяти. Вот и приходится умничать, анализируя предкувырковые состояния. А разумно не регулируя антипалки фиг кого догонишь. Но если уж сертифицированный аппарат может разогнаться до 100, то он может и попасть в ту-же ситуацию, что и хлопец при пикировании. Поскольку все стояли на старте, чтобы пройтись над головами он пересекал границу приличного динамика. Зоны неустойчивости могут встретиться не только там. При схождении стльного потока у скал вообще чёр-те-чё творится. Значит всё-таки могут аппараты кувыркаться через нос на большой скорости? Не лезть в пекло, не пикировать и не отпускать антипики - это все что может предложить народ, считающий себя аэродинамически грамотным? Нестыковки в текстах Азарьева и прочих можно мусолить сколько угодно и наплодить не один десяток страниц. Но здесь предлагаю просто честно ответить на изначально поставленный вопрос. Что делать нам, чтобы не кувыркнуться? Просто иметь запас скорости - это не ответ.
Владимир

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 2 гостей