Способы самостраховки

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Способы самостраховки

Сообщение Raven » Пн апр 06, 2009 2:04 pm

Когда учлетов учат летать, то учат и правильно падать. Падать можно по разному и, соответственно, спасать себя приходиться по разному. В практике обучения наиболее распространены следующие способы самостраховки при падении:
- обычная группировка, при применении которой задача учлета своевременно убрать руки и правильно напрячь мышцы тела, чтобы не получить травмы при падении во время пробежек и подлетов;
- группировка с прокручиванием вокруг стойки трапеции, при которой задача учлета (или пилота) - распределить энергию падения на максимально обширную площадь тела и передать часть этой энергии на конструкцию дельтаплана;
- группировка с одновременным прыжком внутрь трапеции, при которой задача пилота (или учлета) - принять энергию падения на ноги и минимизировать последствия контакта с поверхностью.
Все способы группировки хороши, но часто возникает вопрос: при каких условиях какой способ группировки применять?
На самом деле все достаточно просто.
На первом этапе обучения, когда происходят подпрыжки и подлеты, достаточно освоить правильную группировку, когда во-время убираются руки, напрягаются мышцы шеи и спины, смыкаются ноги, телу задается вращательный импульс. Этого вполне достаточно, чтобы не получить обидную травму в простой ситуации. Основным умением при данном виде группировки является своевременное убирание рук со стоек трапеции и подавление психологического желания встретить ими землю.
Ситуации, когда такой навык необходим, хорошо известны всем пилотам и инструкторам:
- падения при пробежках, когда можно подскользнуться, споткнуться, запутаться в траве и т.п.,
- падения при пробежках, когда теряется контроль над крылом,
- запаздывание при выдаче ручки при пробежках и первых подлетах,
- ошибки в начале разбега, когда теряется контроль за креном,
- отставание от аппарата на пробежке или при посадке.
Дальнейшее умение падать и оставаться целым заключается в искусстве "размазывать" энергию падения используя конструкцию дельтаплана. Наиболее распространенный способ - техника падения с прокручиванием вокруг стойки. Это второй этап. Собственно, как только подлеты начинают переходить в полноценные полеты по прямой, к этому моменту уже необходимо освоить этот тип группировки и стараться его активно применять.
Ситуации, когда обкручивание вокруг стойки наиболее уместны:
- старт при встречном ветре с недостаточной скоростью и развивающимся креном,
- срыв аппарата на малой высоте с прогрессирующим креном,
- падение из режима балансировочной скорости из-за зацепления крылом высокой травы, кустов, склона,
- посадка с креном, который не контролируется из-за недостатка скорости,
- посадка по ветру с небольшим креном.
Можно резюмировать, что как только у аппарата во время падения замечено вращательное движение с креном - это первый сигнал, что лучше всего хвататься за стойку во время самостраховки.
На этапе освоения полноценных разворотов, галсирования и парящих полетов необходимо учить пилотов самостраховке путем впрыгиванием в трапецию ногами вперед, которая обеспечивает бОльшую безопасность при падениях со значительной вертикальной составляющей. Это третий этап.
Ситуации:
- срыв крыла в развороте с последующим падением на склон с высоты 10-15 м,
- завешивание на старте при ветре более 6 м/с и последующим циркулем,
- высокий срыв с последующим глубоким клевком в момент приземления,
- цепляние крылом высоких деревьев на склоне или на посадочной площадке,
- попадание в роторную зону при посадке за деревьями, при потере контроля за крылом,
- столкновение в воздухе на малой высоте,
- потеря контроля над аппаратом (раскачка, голландский шаг, посадка в сильную турбулентность),
- приземление под куполом парашюта с обломками аппарата на одном фале.
Прыжок ногами в трапецию требует более тщательной техники выполнения по сравнению с другими способами, поэтому его необходимо отработать до полного автоматизма с тщательным контролем со стороны инструктора или более опытного пилота. Тренаж необходимо проводить в той подвеске, в котрой выполняются полеты. При тренаже особое внимание уделить правильной позиции тела в момент прохода через плоскость трапеции - голова не должна попасть в основание трапеции, руки должны во-время сойти со стоек трапеции, ноги не должны цепляться за трапецию и быть плотно сжатыми до момента контакта с землей. Кроме технической готовности пилот должен быть психологически готов применить этот способ в критической ситуации, что добивается безукоризненными тренажами и пониманием, что в определенных случаях это единственный способ не только избежать тяжелых черепно-мозговых травм, но и собственной смерти.
В качестве основного признака, который говорит о том, что необходима самостраховка с впрыгиванием в трапецию - это визуальный сигнал - нос аппарата ниже горизонта и высота до столкновения с землей 5-10 м. Либо падение с значительной вертикальной скоростью при недостатке высоты для перевода аппарата в горизонтальный полёт.

Обучение методам самостраховки следует разбивать на три этапа.
Подчеркиваю - на три этапа! На первом этапе мозг учлетов не загружаем избыточной информацией, т.е. впрыгиванием в трапецию или решением дилеммы за какую стойку хвататься.
Первый этап - классическая группировка. Тренаж дается с первых занятий и закрепляется в течении пробежек-подлетов.
Второй этап - самостраховка с обвитием вокруг стойки. Отрабатывается при начале полетов по прямой, освоении поворотов.
Третий этап - самостраховка с впрыгиванием в трапецию. Дается и закрепляется при переходе к разворотам на 180 градусов, галсировании, парении. Приветствуется применение тренажеров. Тренажи очень рекомендуется для повторения даже опытным пилотам, особенно при смене подвесных систем! Особенности подвесок иногда требует корректировки уже заученных методов самостраховки.
ВАЖНО! Осваивать впрыгивание в трапецию необходимо именно в той подвеске, в которой пилот постоянно летает.

Теперь несколько слов о технике выполнения разных способов самостраховок.
Страховка обвитием на стойку:
1) в лежачем положении разворот корпуса грудью к верхней стойке;
2) поочередный перенос рук на верхнюю стойку чуть ниже середины стойки;
3) прижимаем стойку к груди (не к шее) и поджимаем ноги согнутые в коленях как можно ближе к груди;
4) фиксируемся в этом положении, пытаясь не дать себя оторвать от стойки;
5) в момент удара нижней стойки о землю пилот по инерции закручивается вокруг верхней стойки;
6) пока деформируется нижняя стойка и влетает в землю нос дельтаплана и верхняя стойка трапеции, тело пилота само (без дополнительных его усилий) продолжает удаляться от земли, прокручиваясь на фале подцепа подвесной системы;
7) пилот с квадратными глазами и без травм вылезает из-под поломанного аппарата и сокрушается, что дельтапланы какие-то хрупкие делают.

Рекомендации для инструкторов, которые проводят тренажи по самостраховке:
1) подвеску настроить так чтобы от груди пилота до спидбара было не менее 20 см;
2) не забывать пилоту развернуться грудью к стойке, таким образом тело еще дальше отодвигается от земли (типа накручивается на фал);
3) руки напряжены и стойка трапеции не на вытянутых руках, а крепко прижата к груди;
4) обязательно ноги хорошо сгруппированы к груди, иначе ими как маятником идет удар о землю;
5) настроить учлета на то, что убить дельтаплан в хлам - это гораздо лучше, чем получить перелом и думать надо только о своем спасении.

Иногда можно услышать вопрос: за какую стойку надо хвататься: за верхнюю или нижнюю?
Можно порекомендовать простое правило:
- если видите, что первое касание происходит консолью, то вывешивайтесь на верхнюю стойку (внешнюю),
- если видите, что первое касание будет стойкой, то хватайтесь за нижнюю (внутреннюю).

Страховка впрыгиванием в трапецию:
1) определить для себя зону на стойках, за которую необходимо хвататься, чтобы в трапецию проскакивали плечи и голова без заклинивания - как правило чуть ниже верхней 1/3 стоек;
2) из положения лежа в два движения путем перехвата руками за стойки в намеченные зоны перейти в вертикальное положение;
3) одновременно сомкнуть ноги в коленях и ступнях, согнуть в коленях, слегка подтянуть к груди;
4) в случае значительного крена нужно перехватываться руками за стойку ставшую верхней, прижаться к ней грудью, а ноги выставить в сторону препятствия;
5) впрыгнуть в трапецию ногами вперед с небольшим проворотом вправо или влево с последующей тенденцией после касания земли "как бы на кувырок";
6) научитесь во-время снимать руки со стоек, как только плечи проходят плоскость трапеции, чтобы их не выбило в реальной ситуации;
7) ноги чуть согнуты, колени сомкнуты, ступни сомкнуты все время до момента контакта с землей - этому надо уделить особенное внимание;
8) надо одинаково хорошо проскакивать в трапецию с правым и левым разворотом (парашют сбоку подвески вносит определенные коррективы);
9) маленькая мелочь - следите за сомкнутыми зубами во время тренажей.

Рекомендации для инструкторов, которые проводят тренажи по самостраховке:
1) впрыгивание в трапецию должно происходить одним слитным движением без разбиения элементов движений на отдельные этапы;
2) по примеру парашютистов можно заставить учлета зажимать между ступнями спичку, чтобы она не терялась до момента контакта с землей; ступни должны быть всегда сведены;
3) во время тренажа обратите внимание, чтобы учлет видел куда он попадает ногами, некоторые во время отработки самостраховки закрывают глаза.
4) есть смысл акцентировать внимание учлета на том, чтобы прыжок в трапецию делался на глубоком выдохе, почти крике;
5) ни в коем случае нельзя прыгать в трапецию заранее.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5776
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Сообщение Dzamikhov Arthur » Вт апр 07, 2009 6:58 am

Имя пилота оставлю за кадром, чтобы не смущать... Но не могу не поделицца фотками о том, как НЕ надо выполнять самостраховку. Надеюсь, пилот прочитает написанное выше, посмотрит на свои фотки и сделает выводы...

Изображение

Изображение

Все фотки - http://paraplan.ru/photos/displayimage. ... 830&pos=29

Пилот не травмировался.
нет у меня подписи, кризис жанра
Аватара пользователя
Dzamikhov Arthur
КМС ;-))
 
Сообщения: 284
Зарегистрирован: Чт фев 10, 2005 11:43 am
Откуда: Юца

Сообщение Kotov » Вт апр 07, 2009 9:26 am

Спасибо за столь исчерпывающий ответ. Как и обещал информацию доведу до товарищей.
Kotov
Чайник ;-)
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: Пн июл 07, 2008 9:02 am
Откуда: Сосновый Бор Л.О.

Сообщение RVS » Вт апр 07, 2009 11:04 am

В дополнение темы, хотелось бы узнать о наиболее подходящих конструкциях тренажеров и технике исполнения тренажей.
К примеру, прыжок в трапецию - если начинать выполнять его из положения горизонтального полета, то заканчивать его (прыжок) приходиться в наклонном положении тела пилота удерживая равновесие руками за стойки - что не правильно (Тренажер стоит на табуретках опираясь килевой на опору). Если тренажер подвешен к потолку то еще чего-то не так выйдет. Хочется увидеть анализ систем тренажеров с т.з. удобства и достоверности отработки приемов самостраховки, ну если не анализ, то рекомендации с которыми все согласятся.
Роман, I разряд, ДП Stealht 3 14 KHAI 156 часов
Аватара пользователя
RVS
КМС ;-))
 
Сообщения: 243
Зарегистрирован: Сб дек 11, 2004 8:02 pm
Откуда: Уфа

Сообщение asterix20 » Вт апр 07, 2009 7:46 pm

- если видите, что первое касание будет стойкой, то хватайтесь за нижнюю (внутреннюю).

может и глупо вопрос звучать будет, но - почему так? :roll:
Изображение
Аватара пользователя
asterix20
КМС ;-))
 
Сообщения: 229
Зарегистрирован: Чт июн 21, 2007 6:24 pm
Откуда: deltakds.ru

Сообщение makros » Вт апр 07, 2009 8:13 pm

asterix20 писал(а):
- если видите, что первое касание будет стойкой, то хватайтесь за нижнюю (внутреннюю).

может и глупо вопрос звучать будет, но - почему так? :roll:

В таком случае энергия удара расходуется на сжатие стойки вдоль оси. При хватании в этом случае внешней стойки - на изгиб (излом).
В итоге, при сжатии стойки вдоль оси расходуется в несколько (может даже на порядок) раз большая энергия удара, чем при изломе. Думаю, понятно почему так. ;-)
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!
Аватара пользователя
makros
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 878
Зарегистрирован: Вт июл 11, 2006 4:08 pm
Откуда: Киев, Москва

Сообщение Matroskin » Вт апр 07, 2009 8:22 pm

makros писал(а): В таком случае энергия удара расходуется на сжатие стойки вдоль оси. При хватании в этом случае внешней стойки - на изгиб (излом).
В итоге, при сжатии стойки вдоль оси расходуется в несколько (может даже на порядок) раз большая энергия удара, чем при изломе. Думаю, понятно почему так. ;-)

Ты пробовал нарисовать то, что ты описал. Макрос, не надо торопиться делать такие выводы. Хотя бы потому, что для чистого сжатия надо исключить поступательное движение в горизонтальной плоскости дельтаплана и пилота в момент удара. Только так на стойке будет чистое сжатие. Во всех других случаях: обе стойки(!) всегда (!!) работают на сжатие (!!!), и лишь та, на которой повисли перед ударом - на изгиб. Учите мат.часть.
Это по ответу Макроса. Теперь по теме, почему "нижняя/внутренняя". Помнится мне, были дебаты касательно этого вопроса, и как обычно 100% единогласия не достигли. Есть свои "за" и "против" у обоих стоек. Внешняя стойка кажется логичнее: дальше от земли - основной аргумент "за" внешннюю стойку. Но не забываем, что при разносе масс у вращающегося тела угловая скорость увеличивается. Т.е. скорость "циркуля" будет больше. Это был основной аргумент "против" верхней стойки.
Теория в первом приближении такая. Выводы делать не берусь, но сам предпочитаю верхнюю/внешнюю стойку в "пикантных" ситуациях.
Аватара пользователя
Matroskin
Мастер спорта ;-))
 
Сообщения: 321
Зарегистрирован: Сб май 14, 2005 8:11 pm
Откуда: KhAI-Kharkov-Kiev

Сообщение Gosha » Вт апр 07, 2009 8:44 pm

makros писал(а):В таком случае энергия удара расходуется на сжатие стойки вдоль оси.


Гм... Кажется мне, что ударов направленных на 100% вдоль оси стойки не бывает :roll: А чуть не по оси - и стойка при ударе работает уже не столько на сжатие а на изгиб и потерю устойчивости. В общем, сопромат рулит :lol:
всем привет!
Аватара пользователя
Gosha
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пт мар 12, 2004 8:25 pm
Откуда: Киев

Сообщение Aleksi » Ср апр 08, 2009 3:30 am

Раньше,когда вес был килограмов до 80 всегда хватался за верхнюю и прокатывало. В прошлом году удачно снес обе стойки, но вес уже 100 теперь буду хвататься за нижнюю.
Мое ИМХО для легких пилотов можно выбирать для обвития верхнюю стойку для тяжелых нижнюю.
Aleksi
1 разряд ;-)
 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: Вт апр 29, 2008 9:25 am
Откуда: г.Якутск

Сообщение mikha » Чт апр 09, 2009 4:07 am

Если можно, дополнение к прыжку в трапецию...

В маевне видел такой тренажер:
- Аппарат какой не жалко ставят на стартовую тележку (это чтобы пространство внизу было)
- Вниз кладут матрас
- Пилот цепляется, лежит в горизонталке
- "Ведущий" приподнимает хвост с задней подставки и делает им "усыпляющие" движения вверх-вниз, затем неожиданно опрокидывает аппарат на нос.
Прыгнуть в трапецию получается не с первого раза и не у всех. Но получается.

И еще момент - оказалось, что быстрее всего получается перейти в вертикалку, если начать движение с резкого отталкивания от трапеции, пока руки еще на спидбаре. Не уверен что это имеет смысл писать, правда, это скорее пробовать надо.
Аватара пользователя
mikha
Мастер спорта ;-))
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: Чт апр 21, 2005 4:36 pm
Откуда: дельтаклуб "Альбатрос"

Сообщение mikha » Чт апр 09, 2009 4:38 am

А вообще прыгать в трапецию психологически тяжело, да. Я проходил - к сожалению, были случаи, когда надо было бы прыгнуть, а вот не прыгал (впрочем было что и прыгал). Ну и насколько я вижу, не только у меня такое было.

Как этот, не побоюсь этого слова, ступор предотвращать - не представляю. ИМХО тренировки на тренажере оттачивают алгоритм прыжка, а не рефлекс, которые его запускает.
Аватара пользователя
mikha
Мастер спорта ;-))
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: Чт апр 21, 2005 4:36 pm
Откуда: дельтаклуб "Альбатрос"

Сообщение root » Чт апр 09, 2009 7:43 am

Миша Кармазин писал(а):Как этот, не побоюсь этого слова, ступор предотвращать - не представляю. ИМХО тренировки на тренажере оттачивают алгоритм прыжка, а не рефлекс, которые его запускает.

чаще падать :-D /* на правах шутки */
А тем временем на HangGliding.ru
14/10/2014 в 23:46, Метео • UNDULATUS ASPERATUS - пополнение в атласе облаков
30/09/2014 в 13:05, Дельтагаджеты • GoPro HERO 4
Аватара пользователя
root
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 2593
Зарегистрирован: Вс май 16, 2004 5:48 pm
Откуда: Жуковский

Сообщение Vagabondo » Чт апр 09, 2009 10:32 am

root писал(а):
Миша Кармазин писал(а):Как этот, не побоюсь этого слова, ступор предотвращать - не представляю. ИМХО тренировки на тренажере оттачивают алгоритм прыжка, а не рефлекс, которые его запускает.

чаще падать :-D /* на правах шутки */


Не совсем шутка,-надо выработать автоматизм и постоянно его поддерживать, в противном случае приобретённые рефлексы имеют свойство затухать.
Меня никогда не учили хвататься за стойку, и я никого этому не учу, считаю, что прыжка в трапецию и правильной группировки более, чем достаточно. С хватанием за стойку ИМХО, возможны варианты,:один обломок стойки прошёл вдоль тушки, второй залез в бедро ( не ничо, я тока неделю ходить не мог :-| ).
Find a way or make one.
Аватара пользователя
Vagabondo
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 1814
Зарегистрирован: Вт фев 08, 2005 12:15 pm
Откуда: Одесса

Сообщение root » Чт апр 09, 2009 10:39 am

Vagabondo писал(а):Не совсем шутка,-надо выработать автоматизм и постоянно его поддерживать, в противном случае приобретённые рефлексы имеют свойство затухать.

угу. самому иногда становится страшно от мысли "как же буду падать если чего случится". практики то нету.
А тем временем на HangGliding.ru
14/10/2014 в 23:46, Метео • UNDULATUS ASPERATUS - пополнение в атласе облаков
30/09/2014 в 13:05, Дельтагаджеты • GoPro HERO 4
Аватара пользователя
root
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 2593
Зарегистрирован: Вс май 16, 2004 5:48 pm
Откуда: Жуковский

Сообщение SergeyKa » Чт апр 09, 2009 12:25 pm

Как-бы в тему, пилот из соседнего клуба разложился на верхней посадке в Воскресенье - кино с камеры на дельтаплане. Не думал что лайтспид ТАК умеет!

Поломал стойки, хлысты и угольную консоль, сам с небольшими травмами - резать вроде бы надо но чуть-чуть.

По видео мне кажется что ситуация из безобидной быстро превратилась в "прыгать в трапецию" а я это не умею, тем более иностранцы которых даже не учат руки со стоек убирать
Виллс - крепкий дельтаплан!
Аватара пользователя
SergeyKa
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 1278
Зарегистрирован: Чт сен 15, 2005 5:23 pm
Откуда: Калифорния

След.

Вернуться в Пилотирование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1