Про полеты в облаках

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Сеpж

Про полеты в облаках

Повідомлення Сеpж » Вів лютого 17, 2004 10:41 pm

Прочитал одноименный рассказик. Слышал я про эту историю от других участников сюжета. И до сих пор меня гложет несколько вопросов:
- почему на соревнованиях такого высокого ранга нарушили НППД и выпустили пилотов под грозу?
- неужели нельзя было скомпенсировать скороподъемность потока +6...+8 м/с?
- почему ты выключил радиосвязь?
- помог бы тебе компас, если бы ты его не забыл?

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5803
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 17, 2004 10:43 pm

Ну, Серж, ты вездесущ в Интернете ;-)
Отвечаю по-порядку:
1) это была все-таки не гроза, а кучево-дождевое облако с очень сильным развитием, которое визуально "читалось" плохо из-за слоистой облачности, к тому-же группа руководства полетами состояла не из пилотов, поэтому ситуацию спрогнозировать не могла по определению. Старт закрылся только тогда, когда начался дождь и пошло усиление ветра;
2) скомпенсировать глобальный поток +6...+8 на тех дельтапланах, на которых мы тогда летали, было очень проблематично. Я уже после того случая специально зажимал свой С-9 (копия "Мейджика") и в прямолинейном полете едва достигал - 5 м/с, в крутой спирали со скольжением - 6...-7 м/с. Это сейчас "Стелс" в пикировании устойчиво идет на -10..-12, а тогда не получалось :-(
3) радиостанцию выключил, т.к. толку от нее не было. Может и зря, но я впервые об этом только сейчас задумался, после твоего вопроса;
4) компас мог бы помочь удержать прямолинейную траекторию для кратчайшего выхода из облака. Хотя, у Рудишина был великолепный полусферический компас, но он ему не сильно помог.
Еще вопросы будут?
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

np

Повідомлення np » Вів лютого 17, 2004 10:44 pm

A почему бы и не летать в облаках спеециально? планеристы ведь летают и ничего.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5803
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 17, 2004 10:45 pm

А откуда информация, что планеристы летают в облаках - и ничего? По моим сведениям на соревнованиях за это дисквалифицируют. Даже моторным летательным аппаратам, которые не снабжены соответствующими навигационными приборами запрещено летать без видимости земли. Это первая часть вопроса.
Вторая часть вопроса заключается в том, что дельтаплан управляется балансирно и вне видимости земли большинство пилотов быстро теряет пространственную ориентировку. Это, в свою очередь, может привести к попаданию в такие режимы, когда дельтаплан может разрушиться от возникающих перегрузок. К тому же в облаках атмосфера очень турбулентна и даже без ошибок пилота может привести к возникновению недопустимых перегрузок. К слову, даже большим самолетам рекомендуют облетать грозовые облака. В истории довольно много случаев, когда в грозовых облаках разрушались самолеты. Планеры также разрушались.
Совокупность этих факторов приводит к запрещению полетов в облаках без специальных приборов. Положа руку на сердце, даже если бы такие приборы были установлены на моем дельтаплане, я бы по своей воле не полез бы в облака.
Что не говори - это стихия, и довольно непредсказуемая.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5803
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 17, 2004 10:46 pm

Дополнение к ответу ;-)
В скором времени в "Рассказах и отчетах" будет опубликована вторая статья на эту тему "Полет в облаках - 2". Там довольно популярно будет изложено, почему в облаках летать не рекомендуется.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Дмитрий

Повідомлення Дмитрий » Вів лютого 17, 2004 10:47 pm

Я рассказ не читал, но о чем треп понял, самому в подобной "жопе" бывать не приходилось, но ныне покойный мой тренер Владимир Баркарь, пролетел в грозовом фронте от Ямполя до Каменки на "Стажере". Врагу подобного опыта не желал, сел ночью по ветру в поле, чудом остался жив. Рассказывал,- на носовом узле аппарата появились "огни святого Эльма", пропало ощущение пространственной ориентации, на приборе было +5 даже когда зажал ручку до упора, а ноги закинул на боковой трос. А история начиналась с обычного кучевого облака над склоном.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5803
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 17, 2004 10:49 pm

Дмитрий, рассказ можно прочитать в рубрике "Рассказы и отчеты": http://gogogo.ru/cgi-bin/showhistory1.c ... 63&id=1967.
А Баркаря я знал, вместе летали на нескольких чемпионатах.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Алексей Макеев

Повідомлення Алексей Макеев » Вів лютого 17, 2004 10:50 pm

В НПП и в ОПП полеты в грозовых облаках запрещены категорически независимо от типа ВС. По собственной воле ни один здравомыслящий пилот не полезет в кучево-дождевое облако. Даже истребители бессильны против этой стихии. Были катастрофы, а повреждений ВС превеликое множество.
К ним запрещено приближаться и надо обходить, по ППП (при наличии локатора) 20 км, визуально 10 км. Если прогноз по маршруту - фронтальная гроза - решение по ПВП принимать нельзя, а по ППП допускается полет над грозой, не ниже 500 м над верхней границей.

np

Повідомлення np » Вів лютого 17, 2004 10:51 pm

Информация о полётах внутри кучевых (не грозовых) облаков известна из тактики внутриоблачных полётов планеристов, хорошо изложенной в книге В.Гончаренко "Теория и тактика парящих полётов" Меня интересует такой вопрос, если использовать хороший фирменный аппарат, оснащённый приборами, пилот оснащён кислородной аппаратурой, возможно ли использовать мощные внутриоблачные восходящие потоки для выполнения рекордных полётов?

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5803
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 17, 2004 10:52 pm

Давайте по порядочку:
- формально такой рекорд не будет засчитан, т.к. в Кодексе ФАИ в разделе "ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ И БЕЗОПАСНОСТИ"
в п.4.9 "ПОЛЕТЫ В ОБЛАКАХ" касательно дельтапланов написано: "Полеты в облаках запрещены, и на дельтапланах не должно быть никаких гирокомпасов или других приборов позволяющих совершать полет без визуального наблюдения земли".
- физически-метеорологически :-) - кучевые облака (Cu), которые имеют вертикальное развитие более 2 000 м относятся уже к кучево-дождевым (CUMULUS congestus) и кучево-грозовым (CUMULUS calvus) облакам. А прибавка в 2000 м к обычной высоте набора высоты под облаками (1 500 - 2 000 м) не позволяет надеяться на рекордные достижения. Все что больше - это уже полет в грозовых облаках, что не вписывается в условия задачи.
- упоминаемый автор, В.Гончаренко, действительно упоминает о полетах в облаках, в том числе о нескольких случаях, когда такие попытки закончились очень плачевно. И не раз предупреждает о необходимости избегать полетов в облаках и вблизи гроз.
- для выполнения рекордных полетов на достижение максимальной высоты куда более перспективнее выглядит использование волновых потоков, которые возникают в горах. И без того риска, который гарантируют полеты в облаках.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Сеpж

Повідомлення Сеpж » Вів лютого 17, 2004 10:53 pm

Ага! Классная идея - рекорд высоты в облаках делать, а рекорд дальности в каком-нибудь тайфуне с женским именем. Там, как известно, скорость ветра до 200 км/ч достигает. Три часа героической борьбы - и ты чемпион мира!
Не, ребята, я уж лучше без таких рекордов на пенсию уйду. А в зимние вечера буду рассказывать внукам, почему всю жизнь на дельтапланах летал и жив остался.

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5803
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 17, 2004 10:56 pm

24 августа 2002 г. на дельтадроме "Гора Клементьева" (Крым) харьковский дельтапланерист Артем Полосухин на аппарате С-15 попал в грозовое облако, которое смещалось в сторону моря. Последний раз его видели над побережьем у основания мыса Лагерный (Хамелеон).
Десятидневные поиски в акватории и на земле в радиусе 20 км ничем пока не увенчались. Наиболее вероятно, что пилота унесло в море.
По этой причине не состоялись соревнования "Кубок Гриненко" и приказом Департамента воздушного транспорта Украины запрещены полеты дельтапланов и мотодельтапланов над всей территорией страны (!).
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Сеpж

Повідомлення Сеpж » Вів лютого 17, 2004 10:57 pm

Ну, огорошили!!! :-(((
Кто знает подробности полета Полосухина?
Куда смотрели организаторы соревнований? В ведомость стартовых взносов?

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5803
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 17, 2004 10:58 pm

Дублирую письмо из группы новостей hangglidingclub.
"Victor A. Eldinow":
- 24 - го народ стартовал с южного старта примерно в 15.00 , хотя РП предупредил, что в 15.45 будут работать градобои. К четырем часам гроза медленно подошла с севера, в воздухе было около 8-10 пилотов, на высотах от 50 до 700 метров.
При подходе к Горе движение грозы резко ускорилось, южак сменился на север, пошел дождь. Кто-то пошел в сторону Щебетовки, четверо сели в долине, параплан кидал запаску и сел на двух куполах.
"Sergei Sergeyev (Home)":
- Я тоже в это время находился в воздухе. Ситуация лично для меня не была
неожиданной. Все время старался быть на переферии грозы и следил за развитием облачности, чтобы успеть "убежать". При всей моей симпатии к Саше Кузнецову считаю, что он должен был закрыть старт, когда начал набирать под грозовое облако первые "паровоз" из 3-4 дельтапланов. В тот момент уже было понятно, что эта гроза не обойдет гору, вероятен шквал и почти гарантирован дождь. Все время, пока я летал в районе старта, внимательно смотрел за флагом соревнований - на предполетной подготовке предупредили, что его опускание является сигналом к посадке. Флаг не опускался, а в воздух поднимались новые дельтапланы. Я находился на высоте чуть больше 300 м, когда над склоном пошла зона со сплошными "нулями". Для меня это было первым сигналом, что пора уходить в долину, которая начала закрываться тенью.
Сначала я пошел в направлении Коклюка. На подходе к Наниково зона нулей стала превращаться в зону +1...+2. Тень от облака почти полностью закрыла Коктебельскую долину и видно было, что идет активная конвекция примерно над Татаркой. Я расчитывал, что облако будет иметь четкие очертания в направлении Старого Крыма, но серые космы уже закрыли этот путь. На Коклюк лететь не было смысла и я развернулся в сторону Щебетовки. Слева и выше в направлении Кара-Дага летел Костя Богданов из Витебска. Остальные едва виднелись на фоне сине-серой тучи значительно ближе к Узун-Сырту и ниже нас.
Долина над Щебетовкой была освещена солнцем и так как мощное кучево-дождевое облако висело над этим местом часа два назад, я полетел именно туда с уверенностью, что эта долина уже не в состоянии сгенерировать грозового монстра повторно. Над Татаркой проскочил зону интенсивного подъема - на
зажатой ручке было +4...+5 м/с, зона эта была не очень широкой. В процессе прямолинейного полета без единой спирали была достигнута максимальная высота около 1000 м над точкой старта. Затем пошла зона минусов. Болтанка умеренная. Скорость поддерживал примерно 55-65 км/ч. Над Щебетовкой было действительно спокойно, хоть и дул юго-западный ветер силой 15-20 км/ч. При подлете к Щебетовке я обнаружил у себя "на хвосте" Артема Терехина.
Приземлились нормально, а через примерно 15 минут нас немножко побрызгало из переферии грозы. Шквала в Щебетовке не было.
"Victor A. Eldinow":
- Артема из Харькова по всей видимости засосало в облако, которое двигалось на юго восток в сторону моря. Говорят видели падающий аппарат (C-14) над морем, на место предположительного падения вышли два скутера, но ничего не нашли.
"Sergei Sergeyev (Home)":
- Аппарат был С-15. Белый верх, розовый майларовый обтекатель. Низ - белый, с небольшой зеленой вставкой. Достоверно известно (показания нескольких свидетелей), что Артем Полосухин влетел в облако примерно в районе погранзаставы - основания мыса Лагерный (Хамелеон). Его товарищ по клубу, Юра Павленко, приземлился в районе ВПП на берегу около склепа Юнга. Ему отдыхающие сказали, что видели дельтаплан над морем. Юра тут же организовал выход в море двух скутеров, которые прочесали всю бухту, но ничего не обнаружили. В 19 часов на поиск вылетел мотодельтаплан. В 21 час вышли в море два спасательных катера, которые вели поиск в акватории Коктебель - Орджоникидзе. Утром были организованы поиски вдоль побережья наземными группами, двумя МДП и "Вильгой", которая выходила в море до 5 км, а также катером. Через три дня радиус поиска расширился - побережье от мыса Меганом до Чауды (за Феодосией), также начали обследовать горы и местность в радиусе примерно 20 км. В один момент с МДП на лесистом склоне Эчки-Дага было замечено желтое пятно, похожее на купол спасательного парашюта. Сильный ветер не позволили снизиться для более детального осмотра, точка была закоординирована GPS и на место была выслана группа добровольцев с феодосийскими спасателями. Это оказался надломленный большой сук с пожелтевшей листвой.
Массив Карада-Даг был исхожен вдоль и поперек, морпехи прочесали урочище Кызыл-Таш, десантура прочесала горы от Грушевки-Перевального до Щебетовки-Наниково.
Артем имел небольшой налет - около 20 часов (максимум), в прошлом году для полетов выбирал исключительно комфортную погоду. Опыта высотных и маршрутных полетов не имел. Так как он не заявлялся в участники соревнований "Кубок Гриненко", то отсутствовал на предполетной подготовке, на которой предупреждали о грозовой активности.
"Victor A. Eldinow":
- Я уезжал 30 утром, к этому времени ситуация не прояснилась.
"Sergei Sergeyev (Home)":
- До сих пор никаких новостей нет. Ждут, когда успокоится ветер и на море будет гладкая поверхность, чтобы продолжить поиски на видимых участках дна.
По результатам происшествия родной Департамент воздушного транспорта издал приказ о запрете полетов дельтапланов и мотодельтапланов над территорией всей Украины до окончания следствия. Параллельно активно работает Генпрокуратура, но она больше обеспокоена мотодельтапланами. Ситуация очень интересная и промежуточные результаты должны быть известны во время
проведения выставки "Авиасвит", во время которой планируется проведение конференции Ассоциации "Аэроклуб Украины".
Бояться особенно нечего, т.к. приказ о запрете полетов носит больше декларативный характер, поскольку механизма исполнения и контроля у
Департамента нет. Но навести порядок в клубной документации имеет смысл - урналы инструктажа и плановые таблицы должны быть заполнены.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Серей Марин

Повідомлення Серей Марин » Вів лютого 17, 2004 10:59 pm

Серж>Куда смотрели организаторы соревнований?
Серж>В ведомость стартовых взносов?

Не считаешь, что это весьма обидная фраза в сторону организаторов? РДК не настолько коммерческая организация, что бы зарабатывать деньги на проведении соревнований и не думать о спорте. Клуб и так на самоокупаемости, как и большинство других клубов бывшего СССР. Да, есть пара прибыльных месяцев в году когда можно заработать денег на технику, на уборку и пр. Что было если бы на горе никого небыло? Я думаю одна большая помойка. И надо сказать спасибо, что там есть база, барчик и прочие атрибуты нормальной жизни.
Что касается вопроса "кто виноват", то моё мнение следующее:
Нельзя обвинять живых людей, когда можно все списать на пилота. Стоит задуматься о том, что может сейчас грозить Кузнецову. И кому будет выгода если его признают виновным.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість