Про полеты в облаках

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Сообщение Raven » Вт фев 17, 2004 11:01 pm

Ответ Сержу:
Вот уж не ожидал от Сержа такого всплеска праведного гнева :-( Сам-то нередко летаешь в одиночку, нарушая НППД.
Суть вопроса, как это ни банально звучит, действительно в отсутствии средств в РДК для обеспечения нормальной летной работы. На вопрос Кузнецову, почему он не назначает дежурного РП, Саша ответил, что ему нечем платить зарплату такому работнику. Со стороны (имеется ввиду привлечение пилотов, которые приезжают на сборы) он не может официально назначить РП, который не является штатным работником клуба. Поэтому и пытался крутиться сам: "Фигаро тут, Фигаро там". Печально все это...
Кстати, Серж! Если бы Артем был участником соревнований, он бы присутствовал на предполетной подготовке и был бы в курсе, что было грозовое предупреждение. А так, я думаю, он даже не подозревал, что полеты проходят на грани фола. Поэтому твоя "свободолюбивая" концепсия полетов вне соревнований в данном случае дает осечку. Все соревнователи приземлились благополучно, а "приключения" были в этот день именно у "фрифлайеров" - травма руки при посадке в роторе и приземление на виноградник беларусского пилота.
Что бы ты не говорил, а соревновательные полеты дают бОльшую пользу для квалификации пилота, чем расслабленное болтание в динамике раз в году.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5776
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Сообщение Скувалкер » Вт фев 17, 2004 11:02 pm

To Raven & Серж:
Народ, профи! Чем сами с собой обсуждать организацию всяких там соревнований и концепцию свободных полётов, лучше расскажите нам, чайникам, как избежать попадения в грозу. А если таки попал, то как выкрутиться из положения? Чё делать, куда лететь? Ведь на Климухе более-менее опытные пилоты отделались лёгким (или не очень) испугом, включая Raven'а и Сержа.
Скувалкер
 

Сообщение Raven » Вт фев 17, 2004 11:03 pm

Илья "Скувалкер", ты зачем себя в "чайники" списал? :-)
Рецепт прост, открываешь НППД и читаешь:
Пункт 10. К опасным метеорологическим условиям относятся:
- кучево-дождевая облачность, грозовая деятельность, шквал, град, осадки и т. д.;
...
Пункт 99. При потере пространственной ориентировки спортсмен обязан:
- зафиксировать положение своего тела относительно середины рулевой трапеции;
- держать скорость наивыгоднейшей и ждать момента выхода из облаков или появления линии естественного горизонта, наземных ориентиров;
- при появлении ориентиров производить ориентировку и заходить на посадку.
Потеря пространственной ориентировки возникает при попадании в облака, ливневый дождь, сильную дымку, туман и другие условия, при которых не просматривается линия естественного горизонта и земля.
...
Пункт 103. При затягивании в облака спортсмен должен:
- установить скорость немного больше наивыгоднейшей;
- лететь к ближайшему краю облака для вывода дельтаплана из потока.
Данная ситуация может возникнуть при полете под нижней кромкой облаков в условиях сильно восходящих потоков и развивающейся кучево-дождевой облачности.
Так написано в документе. Теперь несколько комментариев:
1. Так как "кучево-дождевая облачность и грозовая деятельность" относятся к опасным метеоусловиям, то не надо взлетать, лучше подождать, пока не будет уверенности, что гроза ушла или развалилась. Подождать, даже если в воздухе летает несколько придурков типа меня.
2. Представьте фазы развития внутримассовой грозы. Сначала идет развитие кучево-дождевого облака. В этот момент все происходит "по классике" - под облаком восходящий поток, по переферии - нисходящий. Следующая фаза - начинаются осадки и к земле устремляется масса охлажденного воздуха, который достигая земли начинает растекаться по поверхности. Мы это воспринимаем на земле как предгрозовой шквал. Слой холодного воздуха интенсивно вытесняет теплый воздух - начинается "глобальное пёрло" и конденсация новой порции грозового облака. Теперь нисходящий поток в центре, а восходящий - на переферии.
"Привязываем" эту картинку к рельефу в районе Узун-Сырта.
3. В данном случае примерно в 14 часов мы видели два очага кучево-дождевых облаков - над Щебетовкой и более мощный над Феодосией. Хребет Узун-Сырт всегда задерживает "феодосийские" грозы и очень часто они разваливаются над северной долиной не выходя на Коктебель. Если развитие продолжается, то гроза переваливает хребет с сильным северным шквалистым ветром, который скатывается в долину Коктебель и прямо над долиной очень быстро формируется новый очаг грозы. Что мы наблюдали 24 августа в 15-30.
4. Теперь анализируем пути отхода, если данное явление застало вас в воздухе. Но сначала несколько примет, на которые надо обращать внимание:
- если над виноградниками в северной долине начинается обильный дождь, через 10-15 минут следует ожидать шквал или изменение направления ветра над Узун-Сыртом,
- все время надо следить за кромкой кучево-дождевого облака - если кромка начинает быстро смещаться в сторону Кара-Дага - пора срочно садиться или убегать из долины.
Естественно, если на старте мы видим шквалистое усиление ветра, то садиться там небезопасно и жаться к горе, где 10 минут назад был шикарный динамик, тоже нет смысла. Чтобы не допускать этой ошибки необходимо все время следить за индикаторами ветра - колдунами, флагами, пылью, высокими деревьями. Надо уходить в долину, травить высоту и садиться в чистом поле. Не самый удачный вариант лететь к побережью в район поселка Коктебель (Планерское) - на стыке суши и моря процессы облакообразования прогрессируют, холодный воздух выходит из долины, усиливая шквал на берегу. Опять же - рядом море и в районе поселка довольно много естественных и искусственных препятствий.
5. Первый признак, который должен насторожить пилота в воздухе, который летает около грозового облака - это появление обширных зон со слабой скороподъемностью - от 0,5 до 2 м/с. Меняется характер турбулентности - увеличивается амплитуда возмущений, хотя по перегрузкам она может быть довольно слабой. Естественно, из такой зоны надо лететь в сторону чистого неба. На переферии такой области скороподъемность кратковременно увеличивается (может до +6...+8 м/с), интенсивно трясет и потом начинается зона "слива". Будьте внимательны - как раз под этой зоной может катиться предгрозовой шквал, который обычно не распространяется по высоте выше 100-150 м. Его можно и нужно обогнать, чтобы успеть безопасно приземлиться. Если вы достаточно хладнокровны и уверены в своем дельтаплане, то можно использовать зону переферийного подъема для того, чтобы облететь грозу. Кстати, именно так сделал в описываемый день Вадим Иглайкин из Энергодара - он "отсиделся" на краю облака за Коклюком, подождал, пока пройдет шквал и дождь над Горой и приземлился около ангара в комфортных условиях.
Вот и получается такая рекомендация - либо не лезьте летать в такую погоду, а уж если попали в переделку - не теряйте головы и убегайте из зоны грозы по кратчайшему маршруту чем раньше, тем лучше.
Еще вопросы будут?
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5776
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Сообщение Илья » Вт фев 17, 2004 11:04 pm

Raven, спасибо за информацию.
Вообще-то ответы на эти вопросы нужны были не для меня, а для народа, читающего данную конференцию.
Илья
 

Сообщение Sancho » Ср окт 27, 2004 8:01 pm

Raven писал(а):
- äëÿ âûïîëíåíèÿ ðåêîðäíûõ ïîëåòîâ íà äîñòèæåíèå ìàêñèìàëüíîé âûñîòû êóäà áîëåå ïåðñïåêòèâíåå âûãëÿäèò èñïîëüçîâàíèå âîëíîâûõ ïîòîêîâ, êîòîðûå âîçíèêàþò â ãîðàõ. È áåç òîãî ðèñêà, êîòîðûé ãàðàíòèðóþò ïîëåòû â îáëàêàõ.


äóìàþ äëÿ öèõ ö³ëåé ìîæíà âèêîðèñòàòè òàêîæ õâèëüîâ³ ïîòîêè ÿê³ âèíèêàþòü â ãðÿäàõ õìàð, àíàëîã³÷íî ã³ðñüêèì õâèëÿì, äèíàì³÷í³ ïîòîêè á³ëÿ ñàìèõ õìàðèíîê, ³íâåðñ³éí³ õâèë³.
ßê³ñü ÷óâàêè, çäàºòüñÿ â ÑØÀ, äîñë³äæóâàëè äîùîâ³ ³ ãðîçîâ³ õìàðè íà âèñõ³äí³ ³ íèñõ³äí³ ïîòîêè, ñì³ë³ ÷óâàêè :), òàê îò âîíè çóñòð³÷àëè âèñõ³äí³ ïîòîêè íàä ñàìèìè âåðøèíàìè õìàð, ³ ö³ ïîòîêè ï³ä³éìàëèñü äîñèòü âèñîêî, ïðèíàéì³ íà ïàðó ñîòåíü ìåòð³â. Ïðî öþ øòóêó ìîæíà ïî÷èòàòè äåñü íà ðîñ³éñüê³é ñòîðîí³ ³íåòó, ñàéò íå ïàìÿòàþ.
Ïðàâäà ùîá ä³ñòàòèñü äî òàêèõ ïîòîê³â, ³ õâèëü(îêð³ì ³íâåðñ³éíèõ), íàïåâíå òàêè ïðèéäåòüñÿ ïîë³òàòè ç âòðàòîþ âèäèìîñò³...
Аватара пользователя
Sancho
3 разряд ;-)
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Вс мар 07, 2004 9:05 pm
Откуда: Êè¿â

Сообщение Mistral » Чт окт 28, 2004 10:31 am

Sancho писал(а):думаю для цих цілей можна використати також хвильові потоки які виникають в грядах хмар, аналогічно гірським хвилям, динамічні потоки біля самих хмаринок, інверсійні хвилі.
Якісь чуваки, здається в США, досліджували дощові і грозові хмари на висхідні і нисхідні потоки, смілі чуваки :), так от вони зустрічали висхідні потоки над самими вершинами хмар, і ці потоки підіймались досить високо, принаймі на пару сотень метрів. Про цю штуку можна почитати десь на російській стороні інету, сайт не памятаю.
Правда щоб дістатись до таких потоків, і хвиль(окрім інверсійних), напевне таки прийдеться політати з втратою видимості...


Этим летом летал на Ан-2 на выброску парашютистов. Поднявшись над облаками где-то на 2500 (шикарная сплошная облачность) наблюдал интереснейший эффект : над шапками облаков , поднимающимися как горы очень не слабо тянуло вверх , по ощущениям - динамик у склона , правда тяжело совмещать ощущения получаемые за "рогами"Ан-2 и Дискуса. Пытался обработать поток , за что тут же получил по голове от командира. Пришлось отказаться от затеи. Думаю попробовать эту же тему на аппаратике полегче Ан-2 .
Аватара пользователя
Mistral
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 604
Зарегистрирован: Пт фев 20, 2004 4:36 pm

Re: Про полеты в облаках

Сообщение Raven » Вт янв 19, 2016 9:17 pm

В продолжении темы : http://a-reiter.narod.ru/Tumbled.htm

Кувырок в облаке, трудно вообразить что-либо хуже…

Цена пива, переразвитие и невероятная удача подарили Свейну Арне Квамме (Svein Arne Kvamme), норвежскому пилоту-дельтапланеристу, день, который он никогда не забудет.

Юго-запад Норвегии, начало сезона, условия великолепные, облачность – 2/8 и ежегодный приз в виде ящика пива первому пилоту, который долетит до местной телевизионной мачты и вернется, еще не востребован.
Срединедельный полдень, мы были одни – я и мой Лайтспид. Было ясно, что сегодня выполнить задачу будет не сложно. Двадцать минут после старта и ящик пива уже мой. Я ликовал, это был мой первый в моей жизни полет, принесший мне прямую прибыль. Если вы имеете хотя бы отдаленное представление о норвежских налогах на алкоголь, то поймете, как это поднимало мне настроение. Знай я, какой полный драматизма будет конец у этой истории, я бы, пожалуй, чувствовал себя по-другому.
Имея, теперь уже «в кармане», ценный шипучий и веселящий приз, я опять полетел на юг. Легко удерживаясь на высоте базы облаков, я быстро продвинулся вперед. Вчера было нечто похожее: быстрый 35-километровый снос по ветру и наслаждение видами прибрежного городка Эгерсунда. Тут я засомневался. Такой же 35-километровый полет 2 дня подряд? Нет, стоить подумать – чего бы еще я могу сделать!
Я протянул пару километров в противоположном от моря направлении в надежде найти поток получше, и мне это удалось. Спустя несколько минут я уже опять приближался к базе. Точно так же, как я это делал два последних дня, я набрал под самую базу, перед тем как встать на переход, но это облако отличалось от остальных. Спустя миллисекунду или две, после того, как я подумал, что это была последняя спираль, сектор вариометра на «Компео» полностью окрасился и мир вокруг меня стал белым.
Я перепробовал все приемы, о которых читал в книгах, но вариометр продолжал визжать, упираясь «стрелкой» в максимум. Я попробовал полететь на запад к побережью и чистому небу, но удерживать направление, держа одну руку на спидбаре, а другой придерживая в открытом состоянии обледеневшее забрало моего шлема, было очень трудно. Меня продувало, и я покрывался инеем, как в непогоду в Гренландии. Слава богу, хоть подъем был ровный, как в лифте небоскреба. Я начал вспоминать о пяти пилотах, которые в Италии не смогли вырваться из такой же засады несколько лет назад. Через несколько минут я миновал высоту в 4000 м. После того, как меня протащило на 2500 м верх в облаке, я напрочь позабыл о моей пивной награде и был не на шутку опечален.
На высоте около 4200 м условия поменялись. Я на некоторое время перестал набирать высоту как ракета, но тут же внезапно, словно из катапульты, меня опять швырнуло вверх. Спустя несколько мгновений аппарат тряхнуло с такой силой, что спидбар вырвало из моих рук. События следующие нескольких секунд были очень размыты в моем сознании. Я не мог понять, где были стойки, не говоря уже о том, где был верх у того положения, в котором я оказался. Постепенно до меня дошло, что я кувырнулся, ударился о килевую трубу и теперь и теперь лежу на падающем в облаке (надеюсь в направлении земли) парусе. Я схватил ручку запаски и потянул ее, но тут же передумал: если я брошу запаску сейчас, то подъем, из которого мне так или иначе удалость сбежать, опять подхватит меня и потащит в нежелательном направлении. Взглянув на свой наручный высотомер, я убедился, что двигаюсь вниз, и решил подождать.
Это было томительное ожидание, но постепенно я начал чувствовать себя лучше. Моя перспектива давала основания для некоторого оптимизма: я, скорее всего, находился над землей, мой спуск был относительно спокойным, без вращения, и я теперь определенно приближался (хотя и сверху) к базе облака. Да, все могло быть и хуже. Как ни странно, но как только Вы произносите эти слова, это самое «все» становиться значительно хуже. Я их произнес, и моему относительно спокойному положению пришел конец – неожиданно раскрылся мой запасной парашют. Должно быть, инстинктивное вытаскивание его после переворота и последующая долбежка при лежании на парусе в ходе моего падения сквозь облако вытрясли его из подвески. Взглянув наверх, я ужаснулся, увидев дорогостоящие обломки, которые были нижней частью крыла. Меня вращало парашютом, и я свободно болтался на сломанной килевой среди покореженных кусков стоек и спидбара. Самое паршивое, это то, что среди них не было моего любимого и дорогого прибора – Компео (комбинация вариометра и GPS). Казавшийся ранее весомым сегодняшний приз (ящик пива), теперь представлялся незначительным по сравнению с потерями.
Будучи все еще в облаке, но теперь под парашютом я снова сконцентрировался на направлении своего движения. Мои верные чесы с высотомером опять подтвердили, что желанное снижение продолжается. Запаска раскрылась где-то на 3000 м и я болтался в месиве из пилота, паруса и металла, а вокруг не за что зацепиться глазом – спошная сырость. Внезапно появилась зелень земли! YES, YES ! До конца моего путешествия оставалось 1500 м. Маятник судьбы опять качнулся в мою пользу, и все выглядело, в конце концов, относительно хорошо. Если я плюхнусь в более-менее подходящем месте, шанс, что я смогу выйти оттуда - довольно большой.
Несколькими секундами позже, когда я начал размышлять о том, как долго я буду праздновать свое пятидесятилетие, маятник опять качнулся в противоположную сторону. Внезапно сердце замерло, возникло ощущение невесомости, и это подсказывало мне, что я рановато начал составлять список приглашенных на празднование свого дня рождения. Имея 1500 м высоты и 49 лет отроду, я увидел как мой лучший друг - голубого с серым цветов парашют, уменьшается в размерах и покидает меня. Я наблюдал за тем, как он сжимается в небе надо мной и понял, что нейлоновый фал не справился со своей задачей, и я опять попадаю во власть серьезно покалеченного аппарата с быстро приближающейся землей! А я ведь так радовался своему снижению.
Крыло отвесно пикировало вниз, и я поймал себя на том, что инстинктивно из всех сил тяну за куски обломков, пытаясь остановить этот процесс. Будучи частично парализованным смертельным страхом, я какое-то время вертел головой, прежде чем понял, куда я падал. Подо мной был лес. Я знал, что ветви деревьев делали до этого чудеса и пытался вспомнить, выжила ли какая-то стюардесса, свалившись с высоты 35 000 футов? В любом случая, я был уверен, что, учитывая обстоятельства, надеяться на мягкую посадку было бы проявлением излишнего оптимизма. 500-ми метрами ниже я заметил, что крыло начало выходить из пикирования. Тут до меня дошло, что поверхность крыла, более-менее сохранила форму и может лететь, по крайней мере - пикировать. Если это так, то у меня нет лучшего выбора, чем за оставшееся время приготовиться к неминуемой встрече с матушкой-землей путем снижения скорости пикирования ниже величины «мгновенной гибели». То, что последовало далее, можно назвать полетом на бешеной скорости. Попытки тянуть за правый боковой трос и за левую сломанную стойку дали свои плоды – худо-бедно аппарат откликался. Я мог, хоть и очень слабо, но управлять и выбросил из головы свои притязания на лес. Может я и не стюардесса, но возможно я также выживу. В этот момент мне показалось, что большие поля подо мной дают надежду на это самое выживание. Очень аккуратно и с большой осторожностью я убедил свой покалеченный аппарат сделать большую спираль и обнаружил, что мое положение не так уж плохо: я летел с почти нормальной скоростью с сильным встречным ветром, хотя земля приближалась довольно быстро.
Я прибыл.
Распластавшись под таким же плоским Лайтспидом, я для проверки пошевелил конечности. Насчитав, наконец, четыре, я выполз в проливной дождь и начал хохотать как сумасшедший. Фермерский дом был всего в 100 метрах, и дверь открыла крепкая симпатичная женщина, которая оказалась медсестрой и бывшей дельтапланеристкой. Какова вероятность такого совпадения? На моем лице были кровоподтеки, хотя с точки зрения состояния одежды, я выглядел, пожалуй, хуже. Ее инстинкты проснулись, и я был высушен, залеплен, накормлен и успокоен, пока мой хороший приятель не приехал за мной. Когда мы собирали остатки дельтаплана, стало очевидно, что некоторые из моих ребер постигла та же участь, что и килевую со стойками моего любимого аппарата. Правда, принимая во внимание все события последних двух часов, я был крайне рад такому финалу. Как бы то ни было, я уверен, что если скажу, что теперь я виду себя вблизи облаков очень осмотрительно, вы все мне поверите.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5776
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Re: Про полеты в облаках

Сообщение -tyt-- » Пт янв 22, 2016 12:28 pm

Жаль, что не указана причина разрушения фала запаски. Перерезан обломками или сам по себе лопнул?
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Аватара пользователя
-tyt--
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 1427
Зарегистрирован: Пт июл 16, 2004 5:30 pm
Откуда: Ukraine. Kiev

Re: Про полеты в облаках

Сообщение Юля » Сб янв 23, 2016 4:37 pm

Прикольне оповіданнячко... особливо вражає, що у чувака відірвався парашут, але він все одно вижив і майже цілий...
Аватара пользователя
Юля
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 2329
Зарегистрирован: Ср фев 25, 2004 12:14 pm
Откуда: Киев

Пред.

Вернуться в Пилотирование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2