Полёт боком

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Полёт боком

Повідомлення Виктор Мороз » Вів липня 05, 2005 6:42 pm

В воскресенье приключилось со мной такое.
Время: часиков 14:00-15:00. Жара. Приземный ветер градусов 20, 1-2 м/с. Делаю левый разворот от 180 до 20 град. (в смысле развернулся в юга на северо-восток). Все нормально. Вышел из разворота. Нос аппарата смотрит туда, куда я собрался приземляться. Но что это?!!! Вижу, что я лечу не носом вперёд, как ожидал, а так слегонца правой консолью вперёд. То есть, направление движения не на 20 градусов, а почти на 90! Как показывает красная стрелка на картинке:

Зображення

Пришлось довернуть. Сел очень даже хорошо, но вопросы остались:
это что было? Сходящий поток меня подтягивал или как?

Гість

Re: Полёт боком

Повідомлення Гість » Вів липня 05, 2005 7:45 pm

Автомобилисты бы назвали ето "занос" :)
А у нас (подсказка) - скольжение то бывает не только на внутреннее крыло...

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Полёт боком

Повідомлення Виктор Мороз » Вів липня 05, 2005 9:12 pm

Anonymous писав:Автомобилисты бы назвали ето "занос" :)
А у нас (подсказка) - скольжение то бывает не только на внутреннее крыло...
Признаюсь - я так и не научился разворачивать С-14 "блинчиком". :lol: Разворот всё как-то координированным получается. О каком заносе речь?!!! :wink:

З.Ы. А ты кто, таинственный незнакомец(ка)? :roll:

Аватар користувача
Sania
2 разряд ;-)
Повідомлень: 58
З нами з: Вів січня 04, 2005 2:10 pm
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Повідомлення Sania » Вів липня 05, 2005 9:59 pm

А сока было высоты ?
Я у себя примерно такое же замечял, если делаеш разворот на малой высоте и на выходе садишся на экран.

SergeyKa

Скольжение

Повідомлення SergeyKa » Вів липня 05, 2005 11:10 pm

Вот-вот, при поворотах на малой высоте все эти тонкости и становятся заметны. Высоко летишь - не особенно замечаешь небольшие скольжения получающиеся из неточно координированного поворота, а на малой высоте перед посадкой скольжение становится явным.

Причем чем более плоский аппарат там дольше ему надо устаканиваться по прямой после всех поворотов. Амур, например, по ощущению скользит раза в два дольше Студента, примерно так же наверное С-14 и т.п.

Приходится садиться "как учили" - прицеливаться на посадочную прямую издалека, разгонять аппарат по самое нехочу, экранировать и без лишних эволюций приземляться. Поначалу ловился на эту засаду пока мозг не перестроился :)

Виктор, мне кажется в твоем случае скольжение могло быть вызвано или усугублено сдвигом ветра. На "плоских" аппаратах в идеале нужно финишную прямую начинать ровно против ветра на такой высоте где приземный сдвиг еще не сказывается. Или учиться точнее координировать в изменяющихся условиях ;-) чего я чайник еще не умею.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Вів липня 05, 2005 11:20 pm

Sania писав:А сока было высоты ?
Что это за "сок высоты"? Я такой не употребляю. ;)
Sania писав:Я у себя примерно такое же замечял, если делаеш разворот на малой высоте и на выходе садишся на экран.
На малой высоте стараюсь не разворачиваться без особой на то нужды. В тот день я совершил три посадки. Во всех трёх финальный разворот начинался примерно на одной и той же высоте. Равно, как и заканчивался. Обычно(!) я стараюсь ниже 7-10 метров совершать только прямолинейные полёты.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Скольжение

Повідомлення Виктор Мороз » Вів липня 05, 2005 11:26 pm

SergeyKa писав:Высоко летишь - не особенно замечаешь небольшие скольжения получающиеся из неточно координированного поворота, а на малой высоте перед посадкой скольжение становится явным.
Я даже не знаю, что ответить. Первый раз такое у меня случилось. Может ты и прав. А может...
Подожду, пока ещё кто чего скажет. :roll:

Аватар користувача
Алексей
Чайник ;-)
Повідомлень: 22
З нами з: Вів травня 25, 2004 8:57 pm
Звідки: Уфа
Контактна інформація:

Re: Скольжение

Повідомлення Алексей » Сер липня 06, 2005 6:23 am

Виктор Мороз писав:
SergeyKa писав:Высоко летишь - не особенно замечаешь небольшие скольжения получающиеся из неточно координированного поворота, а на малой высоте перед посадкой скольжение становится явным.
Я даже не знаю, что ответить. Первый раз такое у меня случилось. Может ты и прав. А может...
Подожду, пока ещё кто чего скажет. :roll:
Заметил подобный эффект при пересадке с атласа на апогей. Помню в первый же полет на апогее и заметил. Высоты было прилично, метров 100.
(Кстати, инструктор тогда забыл предупредить меня о такой вещи, т.е. он знал об этом уже давно)
Постепенно с течением времени перестал замечать, что иногда летаю боком.
А вот в дальнейшем, при пересадки с апогея на стажер снова заметил, только в более ярко выраженной форме. Аппарат летал боком за милую душу. Поначалу это напрягало, потом мозг адаптировался и снова перестал замечать эту штуку.
При пересадке со стажера на призрак подобный эффект не наблюдался.

А вот что является причиной развития такого полета "боком" интересно.
Предположение: инерционность (эффект проявляется после поворота) и отсутствие больших киль-карманов на спортивных аппаратах (на учебных полет боком никто не замечал, по крайней мере у нас)

Аватар користувача
YP
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1347
З нами з: Вів липня 05, 2005 10:55 am
Звідки: Київ

версия

Повідомлення YP » Сер липня 06, 2005 11:14 am

У меня тоже когда-то такое было. На "Скибе" (он же "Ноктюрн" - аппарат типа СК-2, кто знает). И я тогда тоже ничего не понял. Может быть дело в центробежной силе (тот же занос). То есть поворот был не координирован в том плане, что для данного угла крена был избыток скорости (или наоборот, для даной скорости крен был маловат). Категорично не утверждаю.

om2

Re: Полёт боком

Повідомлення om2 » Сер липня 06, 2005 12:57 pm

Виктор Мороз писав: Признаюсь - я так и не научился разворачивать С-14 "блинчиком". :lol: Разворот всё как-то координированным получается. О каком заносе речь?!!! :wink:

З.Ы. А ты кто, таинственный незнакомец(ка)? :roll:
Привет!

Ну вот - теперь можно сказать научился, только низенько-низенько :))
Забыл подписаться в прошлый раз.

Ловил такой еффект на студенте - пру заходе на посадку сверху с малой высоты при слабом ветре. Даже стойку из за етого вынес... Так что к размерам килевого кармана ето отношения не имеет.

Наверное ето все таки занос :) или другими словами скольжение в стороны внешнего крыла...
На посадке ты кренов больших не делаеш, а ручку выдаеш больше обычного...

Если есть ветер на посадке ето менее заметно - просто скольжение прекрашается быстрее...

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5746
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Сер липня 06, 2005 1:08 pm

Ну, что ж... спасибо за разъяснения... буду наблюдать тему. Раз такое случилось один раз, то вероятность повторения существует. Буду наблюдать и запоминать.

ingener

Повідомлення ingener » Суб липня 23, 2005 7:34 pm

Давно это было... Исследовал я это явление. Боковая неустойчивость называется. Был у меня аппарат на базе УТ , только сильно натянутый. Летал неплохо, почти как Атлас, только гораздо устойчивее и скоростнее. Настроен был на полеты в сильный ветер и болтанку. Скорость на пикировании пробовал 90км/час, дальше страшно было. Решил попробовать еще натянуть. Сделал несколько моделек сантиметров по 30-50 размахом и попробовал их натягивать. Ну и наблюдал это явление. Если модельку прямо запустишь, то она и летит прямо. А если немного боком, то она так и летит, только потом вообще одним крылом вперед поворачивается и пикировать начинает. Поэтому на своем аппарате купол для начала только слегка поднатянул. Пробовал на буксировке. Затянули машиной метров на 100, сразу свернул на соседнее свежевспаханное поле, в сильной болтанке стал набирать, делая плавный разворот. Заметил, что летит как-то странно, то одним, то другим крылом вперед. Думаю,надо разобраться в спокойном водухе. Закончил плавный разворот на 180 градусов и вернулся на место старта на высоте 150м. Отсюда хотел построить правильную коробочку и сесть на место старта. Нулевой разворот коробочки заложил покруче, но выводиться из него аппарат не стал, двигаясь правым крылом вперед и вниз, постепенно опуская его вниз и набирая скорость, как бы я не барахтался в трапеции. Показания прибора метались около 27км/час, но его датчик обдувался почти перпендикулярно. По ощущениям скорость была около 80км/час. По заранее предусмотренному плану зажал трапецию до коленок. Около секунды аппарат не реагировал, я уже успел проклять всех аэродинамиков с их теориями, но вдруг апарат моментально развернулся строго по курсу без всяких дополнительных колебаний и мне осталось вывести его из пикирования и посадить прямо перед собой недалеко от места старта. Дырки в поперечине, которые соответствовали этой регулировке, я заклеил красной изолентой. А вообще дельтапланы постоянно летают на грани неустойчивых режимов. Если они из них выходят, то это нормально.

Аватар користувача
sderoo
МСМК ;-)))
Повідомлень: 514
З нами з: Нед вересня 19, 2004 11:54 am
Звідки: Stanislaviv
Контактна інформація:

Re: Скольжение

Повідомлення sderoo » Суб липня 23, 2005 11:11 pm

Алексей писав: Заметил подобный эффект при пересадке с атласа на апогей. Помню в первый же полет на апогее и заметил. Высоты было прилично, метров 100.
(Кстати, инструктор тогда забыл предупредить меня о такой вещи, т.е. он знал об этом уже давно)
Постепенно с течением времени перестал замечать, что иногда летаю боком.
А вот в дальнейшем, при пересадки с апогея на стажер снова заметил, только в более ярко выраженной форме. Аппарат летал боком за милую душу. Поначалу это напрягало, потом мозг адаптировался и снова перестал замечать эту штуку.
При пересадке со стажера на призрак подобный эффект не наблюдался.

А вот что является причиной развития такого полета "боком" интересно.
Предположение: инерционность (эффект проявляется после поворота) и отсутствие больших киль-карманов на спортивных аппаратах (на учебных полет боком никто не замечал, по крайней мере у нас)
Подібний ефект постійно спостерігався на моєму першому і навчальному апараті"Атлас".Такий політ ми називали "політ крабіком".Апарат себе поводив досить стабільно і впевненно.При посадках цього єфекту я незауважував,постійно захожу на великій швидкості,по прямій(стараюсь :wink: ).
_______________________________
Подобный эффект постоянно наблюдался на моем первом и учебном аппарате "Атлас". Такой полет мы называли "полет крабиком". Аппарат себе вел достаточно стабильно и уверенно. При посадках этого эффекта я не наблюдал, постоянно захожу на повышенной скорости, по прямой (стараюсь :wink: ).
Будьмо здорові!

Аватар користувача
Серж
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 386
З нами з: Пон лютого 16, 2004 3:48 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Серж » Вів серпня 02, 2005 3:47 pm

ingener писав:Давно это было... Исследовал я это явление. Боковая неустойчивость называется. Был у меня аппарат на базе УТ , только сильно натянутый. Летал неплохо, почти как Атлас, только гораздо устойчивее и скоростнее. Настроен был на полеты в сильный ветер и болтанку. Скорость на пикировании пробовал 90км/час, дальше страшно было. Решил попробовать еще натянуть. Сделал несколько моделек сантиметров по 30-50 размахом и попробовал их натягивать. Ну и наблюдал это явление. Если модельку прямо запустишь, то она и летит прямо. А если немного боком, то она так и летит, только потом вообще одним крылом вперед поворачивается и пикировать начинает. Поэтому на своем аппарате купол для начала только слегка поднатянул. Пробовал на буксировке. Затянули машиной метров на 100, сразу свернул на соседнее свежевспаханное поле, в сильной болтанке стал набирать, делая плавный разворот. Заметил, что летит как-то странно, то одним, то другим крылом вперед. Думаю,надо разобраться в спокойном водухе. Закончил плавный разворот на 180 градусов и вернулся на место старта на высоте 150м. Отсюда хотел построить правильную коробочку и сесть на место старта. Нулевой разворот коробочки заложил покруче, но выводиться из него аппарат не стал, двигаясь правым крылом вперед и вниз, постепенно опуская его вниз и набирая скорость, как бы я не барахтался в трапеции. Показания прибора метались около 27км/час, но его датчик обдувался почти перпендикулярно. По ощущениям скорость была около 80км/час. По заранее предусмотренному плану зажал трапецию до коленок. Около секунды аппарат не реагировал, я уже успел проклять всех аэродинамиков с их теориями, но вдруг апарат моментально развернулся строго по курсу без всяких дополнительных колебаний и мне осталось вывести его из пикирования и посадить прямо перед собой недалеко от места старта. Дырки в поперечине, которые соответствовали этой регулировке, я заклеил красной изолентой. А вообще дельтапланы постоянно летают на грани неустойчивых режимов. Если они из них выходят, то это нормально.
Чуть-чуть художественно подредактировать и можно к костру подавать. :lol:
Будьмо!

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5914
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів серпня 02, 2005 4:11 pm

Серж писав: Чуть-чуть художественно подредактировать и можно к костру подавать. :lol:
То "Серж": Давайте будем терпимее друг к другу, нас не так много.
То "ingener": пожалуйста старайтесь отвечать по существу темы. Скольжение и боковая неустойчивость - это несколько разные явления.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 3 гостей