Посадки при сильном сдвиге ветра

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

SergeyKa

Посадки при сильном сдвиге ветра

Повідомлення SergeyKa » Чет липня 07, 2005 4:37 am

Раз уж пошла такая пьянка...

Дано: Сильный ветер, положим ~15м/с на высоте 100м и более, так что аппарат зажатый по самое нехочу вперед летит еле-еле. У земли ветер, понятное дело, слабее, 2-4м/с.

Проход сдвига ветра постоянно на зажатой ручке произошел так - на высоте ~20-30м воздушная скорость несколько падает, нос опускается, далее снижение -4м/c, при этом воздушная скорость остается "сниженной" а скорость отн земли растет. Перед самой землей резко выравниваемся, но скорость невысокая, так что традиционная красивая посадка с экраном не получается - плюхнулся мягонько в траву на брюхо :oops: через пару секунд после выравнивания. Снимать задубевшие руки со спидбара было стремно т.к. могло "поставить".

Вороны в тех же условиях на то же поле садились красиво. Заход (снижение) по ветру, в стороне от предполагаемого места посадки. При прохождении сдвига ветра воздушная скорость серьезно увеличивается и это позволяет на бреющем полете в почти неподвижном воздухе секунд за 15 плавно повернуть на 180 градусов так что скорость кончается в намеченной точке и остается выдать ручку, т.е. махнуть крыльями вперед и встать на лапы.

Вопрос чайника инструкторам - дельтику что-нть мешает садиться так же?

hope
2 разряд ;-)
Повідомлень: 91
З нами з: Пон грудня 06, 2004 2:24 pm
Звідки: Киев

Re: Посадки при сильном сдвиге ветра

Повідомлення hope » Чет липня 07, 2005 11:19 am

SergeyKa писав: Вопрос чайника инструкторам - дельтику что-нть мешает садиться так же?
Как по мне, так понимание, что поведение дельтаплана зависит от скорости относительно воздуха, несмотря на то, что земля несется быстрее, чем хотелось бы.
Справиться с "постановками" вблизи земли запас скорости тоже помогает.
А держась за спидбар, опять же для меня, тяжело выполнить посадку по-вороньи, ручки коротковаты :) .

Справедливости ради признаюсь - я вовсе не инструктор.

Юлия Роковая

Повідомлення Юлия Роковая » Чет липня 07, 2005 11:43 am

SergeyKa, а откуда ЗАРАНЕЕ известно о сильном сдвиге ветра(будет сдвиг или нет), и если будет - то на какой именно высоте?
:roll:

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5749
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Чет липня 07, 2005 1:10 pm

На самом деле вопрос действительно интересный.
При ветре 15-17 м/с мы летали в Одаиве. Числа 8-9 мая этого года. Впервые я летал хвостом вперёд. Благо, находясь достаточно высоко от склона/кромки (150-200 м).
На посадке, слава партии, такого сильного градиента не было - для сближения с землёй пришлось зажимать ручку до пояса почти до самого момента касания.
В случае Сергея, разница в скорости была не менее 10 м/с - для ДП это немало. Можно сказать, что это приблизительно равно балансировочной скорости.
А теперь представьте, что зажатый аппарат, идущий с воздушной скоростью 15-20 м/с (путевая, допустим, - 0-2 м/с) протыкает срез и оказывается без встречного потока. Точнее со встречным потоком 2-4 м/с.
Добавим это к путевой скорости. Что получим? 2-6 м/с в зависимости от обстоятельств. Что будет делать аппарат? Как по мне - падать. Тем или иным способом.
Замечал, что при заходе на посадку бывают случаи "проседания" при прохождении предполагаемого места среза ветра - не есть ли это реакцией аппарата на потерю воздушной скорости? А не, скажем, на "некий шальной нисходняк"?

SergeyKa

Re: Посадки при сильном сдвиге ветра

Повідомлення SergeyKa » Чет липня 07, 2005 2:11 pm

hope писав:Как по мне, так понимание, что поведение дельтаплана зависит от скорости относительно воздуха, несмотря на то, что земля несется быстрее, чем хотелось бы.
Справиться с "постановками" вблизи земли запас скорости тоже помогает.
Вопрос не про борьбу с постановками, а про метод захода на посадку, обеспечивающий повышение воздушной скорости при входе в приторможенный приземный слой воздуха, для улучшения управляемости ДП в финальной стадии полета.
hope писав:А держась за спидбар, опять же для меня, тяжело выполнить посадку по-вороньи, ручки коротковаты :) .
руки на спидбаре были может и потому что я чайник и не сообразил за пару секунд перехватиться, ну и руки задубели за час стойки на спидбаре в самой колбасной колбасне что я видел. К основному вопросу отношения не имеет. Надо перехватываться. Еще кажется в тот раз для вороньей посадки у меня после энергичного выравнивания не хватило бы скорости.
Юлия Роковая писав:SergeyKa, а откуда ЗАРАНЕЕ известно о сильном сдвиге ветра(будет сдвиг или нет), и если будет - то на какой именно высоте?
:roll:
Наверху (100м) еле летим против ветра зажав ручку, т.е. в ушах свистит на >15м/с, а внизу волны по траве бегут 2-5 м/с. Ясное дело что где-то эти 10м/с прячутся, и недалеко от земли. Со 100м до 50м прдвижение вперед облегчилось на пару метров в секунду, потом собственно основной сдвиг и посадка.

PS повышение воздушной скорости при прохождении в правильном направлении сдвига ветра, и как следствие повышение "энергии для маневра" есть базовый элемент "динамического парения" (dynamic soaring). Вот из окна регулярно вижу как чайки этим балуются.

SergeyKa

Повідомлення SergeyKa » Чет липня 07, 2005 2:19 pm

Виктор Мороз писав:А теперь представьте, что зажатый аппарат, идущий с воздушной скоростью 15-20 м/с (путевая, допустим, - 0-2 м/с) протыкает срез и оказывается без встречного потока. Точнее со встречным потоком 2-4 м/с.
Добавим это к путевой скорости. Что получим? 2-6 м/с в зависимости от обстоятельств.
Именно!
Виктор Мороз писав:Что будет делать аппарат? Как по мне - падать. Тем или иным способом.
На самом деле аппарат не просто падал а пикировал т.к. я ручку давил, но воздушная скорость не росла поскольку ее постоянно съедал сдвиг ветра. Радует что тут вертикальной составляющей скорости (~5 м/c) брезговать нельзя :lol: ее сдвиг не ест и при выравнивании она трансформировалась в поступательную

hope
2 разряд ;-)
Повідомлень: 91
З нами з: Пон грудня 06, 2004 2:24 pm
Звідки: Киев

Re: Посадки при сильном сдвиге ветра

Повідомлення hope » Чет липня 07, 2005 5:29 pm

SergeyKa писав: PS повышение воздушной скорости при прохождении в правильном направлении сдвига ветра, и как следствие повышение "энергии для маневра" есть базовый элемент "динамического парения" (dynamic soaring). Вот из окна регулярно вижу как чайки этим балуются.
Конечно, заманчиво обучиться парению у чаек за окном. Они же всю жизнь только этим и занимаются. А главное, абсолютно не задумываются :D

Если ты точно уверен, что при заходе на посадку проходишь срез ветра со значительным уменьшением скорости ветра, то логично пройти его в направлении по ветру и получить дополнительные несколько м/с навтречу, а потом, в уже более медленном и спокойном слое развернуться.

А если ошибешься, и до самой земли будет бурлящий пограничный слой с рваными роторами? Разворачиваться прийдется именно в них.

Так что похоже, нам непернатым лучше разворачиваться с запасом по высоте и скорости, а не ориентируясь только на сдвиг...

Ты же сам все знаешь:
SergeyKa писав: Радует что тут вертикальной составляющей скорости (~5 м/c) брезговать нельзя ее сдвиг не ест и при выравнивании она трансформировалась в поступательную.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5749
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Чет липня 07, 2005 6:23 pm

SergeyKa писав:Радует что тут вертикальной составляющей скорости (~5 м/c) брезговать нельзя :lol: ее сдвиг не ест и при выравнивании она трансформировалась в поступательную
Этот момент я как-то пропустил.
Ты хочешь сказать, что вертикальная составляющая при заходе на посадку ~5 м/c?!!! :shock:
Да это ж прибор с ума сойдёт! :lol:
Я понимаю, ежели просадило при заходе. Ну, в таком случае, я не то, чтобы "брезгую - не брезгую", я пытаюсь правильно выйти из этой ситуации (правило простое - "падаешь? - подожми ручку!"). Но, чтоб добровольно гнаться за вертикальными 5 м/с при заходе на посадку? Бр-р-р-р...
Может я неверно тебя понял?

SergeyKa

Повідомлення SergeyKa » Чет липня 07, 2005 8:05 pm

Виктор Мороз писав: Ты хочешь сказать, что вертикальная составляющая при заходе на посадку ~5 м/c?!!! :shock:
Да это ж прибор с ума сойдёт! :lol:
Я понимаю, ежели просадило при заходе. Ну, в таком случае, я не то, чтобы "брезгую - не брезгую", я пытаюсь правильно выйти из этой ситуации (правило простое - "падаешь? - подожми ручку!"). Но, чтоб добровольно гнаться за вертикальными 5 м/с при заходе на посадку? Бр-р-р-р...
Может я неверно тебя понял?
Прибор в тот полет запомнил пиковые -9.7м/c и +4м/с (ты-то должен помнить, я сказку 2 недели назад посылал). Но -9.7 намерилось наверное на непроизвольных "американских горках" высоко - колбасня от земли до кромки облаков (450м), под самой кромкой хуже всего. А через сдвиг ветра я падал быстрее чем 3м/с - это точно, скорее всего и все 5, оно действительно было очень страшно, потому и тред завел. Уже в процессе написания поста подумалось о пользе вертикальной скорости т.к. после выравнивания поступательное движение ускорилось (можно сказать "появилось" :lol: ).

Правильно пишешь "подожми ручку", я ее поджатой почти час держал, и пикировал c целью поддержания воздушной а не вертикальной скорости, поджимал "по самый центр тяжести" до высоты метров 10, где мощно выровнял ввиду стремительного приближения планеты. Если бы не зажимал - наверняка сорвался бы высоко и в приземный воздух вошел бы задом наперед.

hope - я тоже так думаю, хотел проверить свои догадки на инструкторах. Возможно борьба с приземными роторами (если они вдруг есть) будет легче при избытке воздушной скорости.

hope
2 разряд ;-)
Повідомлень: 91
З нами з: Пон грудня 06, 2004 2:24 pm
Звідки: Киев

Повідомлення hope » Чет липня 07, 2005 8:33 pm

SergeyKa писав: Возможно борьба с приземными роторами (если они вдруг есть) будет легче при избытке воздушной скорости.
Угу... Однозначно легче. Только, опять же, без фанатизма, а то вдруг выяснится, что на отрицательных углах аттаки дельтаплан летает странно :lol:

А если серьезно, то избыток не нужен, нужен запас по скорости, который еще не мешает управлению.

Hoh Lee Hin
1 разряд ;-)
Повідомлень: 118
З нами з: Вів лютого 15, 2005 12:29 pm
Звідки: Нижний Новгород
Контактна інформація:

Повідомлення Hoh Lee Hin » Чет липня 07, 2005 9:33 pm

Вороны в тех же условиях на то же поле садились красиво. Заход (снижение) по ветру, в стороне от предполагаемого места посадки. При прохождении сдвига ветра воздушная скорость серьезно увеличивается и это позволяет на бреющем полете в почти неподвижном воздухе секунд за 15 плавно повернуть на 180 градусов так что скорость кончается в намеченной точке и остается выдать ручку, т.е. махнуть крыльями вперед и встать на лапы.
Опять не удержался :oops:
Мне кажется ничего необычного в такой посадке нет: проходка по ветру , разворот против ветра, посадка. Вопрос в высоте уровня сдвига. Если он на 25-30 метрах , то мне кажется, вполне безопасно можно развернуться, используя запас скорости полученный при вхождении по ветру в малоподвижный воздух. Ниже - уже вопрос степени маньячества.

У меня тоже вопрос к инструкторам :) Иногда бывает неровность типа "блюдце": очень пологая широкая яма (от 3х метров) с небольшой возвышенностью по периметру. Перепад высоты в пределах десятков сантиметров.

Проблема вот в чём: при заходе против ветра на посадке попадаешь в приземный неподвижный слой и в результате этого с высоты 0,5 -1 м просто втыкаешься в землю на стойки. Причём очень быстро.

Забыв о такой особенности рельефа (на глаз просто ровная поверхность), недавно пробороздил пузом траву. Скорость былав порядке. Посадка против ветра.

Что лучше сделать для предотвращения такой пакости? Зажимать скорость? Выше срывать?

ingener

Повідомлення ingener » Чет липня 07, 2005 9:59 pm

Мне с моими 100кг сдвиг ветра виден очень отчетливо. (я его прохожу немного быстрее :D ) Почти всегда серьезные значения наблюдаются на высоте от 10 до 0 метров. Более высокие значения наблюдаются при наличии деревьев, домов и других неровностей с наветренной стороны от места посадки. Но если в такое место придется садиться при ветре более 12м/с, то лучше не взлетать! Мысль о том, что можно заходить по ветру до высоты 10м и затем начинать плавный разворот против ветра мне кажется кошмарной! Ребята, мы не чайки! У нас размах крыла 10м! И на вираже почти весь он придется на сдвиг ветра. Разворот получится ну ооооочень плавный, даже при отчаянных усилиях. Не успеете!

А правильно при ветре более 10м/с надо нормально зайти против ветра и зажать ручку как можно больше на высоте не менее 15м. Даже на раскачивающихся аппаратах. Раскачаться они не успеют из-за быстрой потери воздушной скорости ниже 10м. Основной смысл - не дожидаться начала потери воздушной скорости, а упредить ее заранее. Ведь для того чтобы погасить вертикальную скорость, нужен дополнительный запас скорости, хотя бы и вертикальной. И тогда после выравнивания на высоте 0.5м у вас возможно останется время, чтобы перехватить трапецию и сесть красиво.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5749
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Чет липня 07, 2005 11:05 pm

SergeyKa писав:А через сдвиг ветра я падал быстрее чем 3м/с - это точно, скорее всего и все 5, оно действительно было очень страшно, потому и тред завел.
.....
Правильно пишешь "подожми ручку", я ее поджатой почти час держал, и пикировал c целью поддержания воздушной а не вертикальной скорости, поджимал "по самый центр тяжести" до высоты метров 10, где мощно выровнял ввиду стремительного приближения планеты.
Давай остановимся только на посадке. Ну, скажем, когда ты оказался на высоте не более 50 м от земли.
Ты же не хочешь сказать, что держал ручку поджатой час, постоянно имея -3 м/с вертикалки? :wink:
Я тебя так понял - ты часик пробивался к посадке (или таким образом "летал" ;)). А вот, что было во время прохождения 50 м, предшествующих земле? Что такое 10 метров? Там тебя срез караулил? Вспомним, что прибор имеет задержку. Стало быть, ежели он настроен на индикацию -3 м/с, то пропищит он не во время просадки, а опосля... скорее всего. Т.е. потеря высоты может составить более тех же 3 м. На сколько тебя просадило?

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5749
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Чет липня 07, 2005 11:12 pm

Hoh Lee Hin писав:Мне кажется ничего необычного в такой посадке нет: проходка по ветру , разворот против ветра, посадка.
Совершенно верно. И все мои одноклубнички не брезгуют этим.
Одно только но. Всё это делается выше среза. Срез же протыкается в направлении супротив ветра. Да ещё и на повышенной скорости.

Вопрос в другом:
Hoh Lee Hin писав:Вопрос в высоте уровня сдвига. Если он на 25-30 метрах , то мне кажется, вполне безопасно можно развернуться, используя запас скорости полученный при вхождении по ветру в малоподвижный воздух. Ниже - уже вопрос степени маньячества.
Да! Вот, о чём Сергей спрашивал. Есть ли метода продырявить срез с ветром в хвост и уже там - ниже среза (в "спокойной воде", так сказать) - имея ха-а-арошую воздушную скорость, реализовать ея в разворот с последующей посадкой, ака птичка-ворона (или как её там)?

ingener

Повідомлення ingener » П'ят липня 08, 2005 9:52 am

Виктор Мороз писав:
Hoh Lee Hin писав:Есть ли метода продырявить срез с ветром в хвост ?
Нету, не провоцируйте людей на травмы! Ветер 12-15м/с - мой любимый прогулочный ветер. Я почти всегда летаю в такую погоду. Даже на Юцу редко ездил, потому что там запрещали старт в такую погоду. Вблизи земли не надо говорить о срезе ветра. (до какой-то высоты один, после - другой) Там сдвиг ветра, то есть постепенное снижение его скорости до нуля на уровне ниже травы. На уровне крыла перед посадкой остается 3-8м/с при ветре на высоте 15м/с. Ну и турбулентность само собой. В зоне сдвига ветра на аппарат действует довольно мощная сила, стремящаяся рарвернуть его по ветру. Если заходите не строго против ветра, борьба с постоянно возникающим креном обеспечена. А если летите по ветру, изменить курс затруднительно. Иногда с 10 до 2м я снижался за время менее 1с и красивой посадки не получалось, но без травм и поломок - и то хорошо. Выше 12м сдвиг ветра обычно серьезно себя не проявляет.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 7 гостей