Как правильно планировать посадку?

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Как правильно планировать посадку?

Сообщение Ruslan Bushchak » Вт июл 05, 2011 6:26 pm

Как правИльно планировать посадку?
Этот момент полета, приводит меня к поВышенноМУ серДцебиениЮ.
Поделитесь пожалуЙста способами захода на посадку.
С уважением Руслан
http://www.youtube.com/watch?v=bzN-4yeK ... r_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=My823-8j ... r_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=jJofxvDs ... r_embedded
С уважением Руслан
Aeros Discus C15
Aeros ANT + Combat T
SOL Sycross One LTF/EN - B
Аватара пользователя
Ruslan Bushchak
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 2354
Зарегистрирован: Сб апр 23, 2005 8:05 am
Откуда: Україна

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Victor » Вт июл 05, 2011 7:06 pm

Ruslan Bushchak писал(а):Как правельно запланировать посадку?

http://nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?p=52703#p52703
Victor
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн май 14, 2007 8:45 am
Откуда: Обухів

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Ruslan Bushchak » Вт июл 05, 2011 7:24 pm

ok spasibo, sejczas poczitaju i ........ :ki_ss:
Ruslan
С уважением Руслан
Aeros Discus C15
Aeros ANT + Combat T
SOL Sycross One LTF/EN - B
Аватара пользователя
Ruslan Bushchak
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 2354
Зарегистрирован: Сб апр 23, 2005 8:05 am
Откуда: Україна

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Виктор Мороз » Вт июл 05, 2011 7:44 pm


Сообщение по вышеуказанному адресу начинается с цитаты. В этой цитате ссылка устарела. Актуальный адрес вот:
http://www2.stealthcomp.com/mopo3/translates/landing_flare/landing_flare.htm
Аватара пользователя
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5631
Зарегистрирован: Пт фев 20, 2004 1:22 pm
Откуда: Киев, Украина

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение makros » Вт июл 05, 2011 10:33 pm

Ruslan Bushchak писал(а):http://www.youtube.com/watch?v=jJofxvDs ... r_embedded

Вот так Бублик умеет. :mi_ga_et: Жень, поделись.
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!
Аватара пользователя
makros
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 878
Зарегистрирован: Вт июл 11, 2006 4:08 pm
Откуда: Киев, Москва

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Zheka » Ср июл 06, 2011 9:32 am

makros писал(а):Вот так Бублик умеет. :mi_ga_et: Жень, поделись.

Точно, "не забуду, что я на сталкере" :hi_hi_hi:
У чувака получилось круто, у меня тупо :nez-nayu:
Не забуду подцепиться, подвеску и отпустить полиспаст перед посадкой
Zheka
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 552
Зарегистрирован: Вс дек 19, 2004 3:02 pm
Откуда: Киев

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение makros » Ср июл 06, 2011 1:22 pm

Zheka писал(а):
makros писал(а):Вот так Бублик умеет. :mi_ga_et: Жень, поделись.

Точно, "не забуду, что я на сталкере" :hi_hi_hi:
У чувака получилось круто, у меня тупо :nez-nayu:

У тебя тоже круто.
Мы же со стороны видели. :-ok-:
И на малинке в Узине - посадка в паре метров от дельтов - крутенько :men:
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!
Аватара пользователя
makros
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 878
Зарегистрирован: Вт июл 11, 2006 4:08 pm
Откуда: Киев, Москва

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Victor » Ср июл 06, 2011 1:39 pm

makros писал(а):И на малинке в Узине - посадка в паре метров от дельтов - крутенько :men:


:-): это все весело если сам не пробовал.. нифига веселого. Необходимо какое то простое правило что бы оно в мозгу сидело как "расходись левыми консолями". А тут что то вроде в посадочном конусе +-20грд и линии планирования не должно быть парковки или площадки дельтапланов.
Последний раз редактировалось Victor Вс июл 24, 2011 3:49 pm, всего редактировалось 1 раз.
Victor
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн май 14, 2007 8:45 am
Откуда: Обухів

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Raven » Чт июл 07, 2011 2:40 pm

Victor писал(а):Добавлю перевод с http://ozreport.com/forum/viewtopic.php?t=23368


Я долго ждал, когда кто-нибудь толково прокомментирует данный перевод... :za_gar:
Но что-то все умеющие отмораживаются. :mo-ro_zi_vo:
Сейчас у меня нет времени разложить все по полочкам, но может все-таки кто-нибудь поделится системными знаниями?
Даже подскажу, что в данном переводе методически неверно изложено: в одну кучу свалены советы по тактике захода на посадку и по технике выполнения посадки. Поэтому такую кашу усвоить с одного прочтения тяжело.
Может давайте сделаем так: кто имеет мысли по тактике - формулирует именно тактические советы, а по технике посадки как раз написано достаточно и мы их пока не будем трогать, чтобы не вносить путаницу в тему вопроса.
Подсказка: у Пейгена вопрос выбора тактики захода на посадку расписан хорошо и если у кого есть возможность процитировать его текст, это будет уже почти готовые ответы на заданные вопросы.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5775
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Виктор Мороз » Чт июл 07, 2011 5:22 pm

Raven писал(а):...кто имеет мысли по тактике - формулирует именно тактические советы, ...

Не знаю, что входит в тактические советы, но подозреваю, что "туда" входит всё, что предшествует непосредственно пиханию ручки.
Вот "скелетик":
1. Момент выбора площадки (зависит: от высоты над рельефом; характера подстилающего рельефа; общей тенденции погодных условий "сдохло/не сдохло").
2. Поиск подходящей площадки. Или - нескольких площадок.
3. Оценка качества площадки (размеры, рельеф, растительность, уклон, препятствия, ориентация под конкретное направление ветра, вероятность роторов и т.д.).
4. Мысленное построение предполагаемой траектории захода на посадку (откуда и как заходить; где и до какой высоты "терпеть" - стравливать высоту; в каком месте предполагается подойти з рельефу вплотную; запас свободного места впереди по курсу посадки для непредвиденных ситуаций - желательно иметь свободным посадочный сектор в 45 градусов).

Далее, самое сложное - опыты:
5. Если позволяет высота, то пройтись над предполагаемой траекторией снижения и выдерживания с целью определить путевую скорость и скороснижение. Это поможет понять с какой высоты и приблизительно откуда начинать прямолинейный полёт с целью снижения и дальнейшего выдерживания. Можно заодно прикинуть "куда выскочишь", если начнёшь заход с высоты, метров на 10-15 бОльшей, нежели планировалось.
6. Уточнение направления ветра - неторопливая спираль (15-20 сек) с контролем путевой скорости (найти направление минимальной путевой скорости).
7. Постоянно наблюдаем за признаками турбулентности на посадочном поле. Если позволяет время, то можно попытаться переждать (такое - тоже бывало).
8. Строим заход, согласно намеченному плану. Иногда бывает психологически тяжело всё реализовать, но с опытом приходит уверенность. И никак иначе.

Справка для тех, кому данный факт малоизвестен: с высоты 500 м до момента касания рельефа может пройти всего 5 минут. Это - если ничего не делать. Или - что ни делай, но погода кончилась.
В зависимости от опыта и влётанности пилота, эти 5 минут - или "времени/высоты - вАлом", или "ой, я почти на земле".
Также зависит от удалённости от самой площадки (с 500 м далеко видно). Если площадка под тобой, то можно заниматься проблемами выпаривания. Ну, а если высоты хватает ровно на долёт и заход на посадку, то...

Критикуйте.

Raven писал(а):...а по технике посадки как раз написано достаточно и мы их пока не будем трогать...

Это - как и когда пихать ручку?
Аватара пользователя
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5631
Зарегистрирован: Пт фев 20, 2004 1:22 pm
Откуда: Киев, Украина

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Romeo » Вс июл 10, 2011 9:30 am

Я не скажу, що я дуже "вміючий" :-): Я просто розповім про власний досвід і свої міркування.

По-перше, щодо висоти. Якщо у мене менше 1000 м, у мене уже 100% повинна бути площадка у межах дольоту. Якщо меше 300 - я повинен бути над площадкою. Усе подальше випарювання - над площадкою. Можливо, це не спортивно, раціональніше долітати "впритик", але "гір багато - а ти у мами один..." :mi_ga_et:

По-друге, особливості даної площадки:
- визначити напрям вітру: намічаю орієнтир під собою і кручу усталену спіраль. Оцінюю напрям зносу.
- оцінити можливі перешкоди: дерева, кущі, яри, ЛЕП тощо.
- визначити нахил площадки. Із висоти його можна взагалі не помітити! Тому варто звертати на цей фактор особливу увагу.

По-третє, власне сам захід. Як на мене, основна проблема тактики заходу полягає у необхідності вибору: заходити здалеку із прямої, чи із розвороту на малій висоті.
У першому випадку важко оцінити точку посадки, бо "на гліссаді" може десять раз підняти/просадити, тому великий шанс недолетіти/перелетіти.
У другому випадку необхідно мати відмінну техніку пілотування, ну і страшно ж: розвертатися на 10-15 метрах...
Як правило, висота крайнього розвороту перед посадкою вибирається, як щось серднє між вищеназваними варіантами, враховуючи своє володіння апаратом, погоду, характер площадки і т.д. У будь-якому випадку я намагаюсь краще мати зайвий запас висоти, щоб потім втратити його маневром, аніж недолетіти.

Ну і варіанти цього "маневру".

Варіант перший, "чайниковський", зате простий. Оцінивши напрям вітру і маючи надмірний запас висоти, переходжу на підвітрений край площадки. І починаю вздовж нього (або вздовж віртуальної лінії, перпендикулярної напрямку вітру) ходити галсами. Як вздовж схилу. Або можна вісімки крутити. Коли висоти залишилось на розворот і посадку - розворот і посадка.
Переваги:
- апарат не повертається хвостом до вітру. На малій висоті це буває важливо.
- посадка технічно не відрізняється від посадки внизу при польотах зі схилу: для чайника це істотно.
Недоліки:
- якщо хтось іще заходить разом із тобою на малу площадку, своїми вісімками йому можна завадити, що не є добре.
- мочити перекладки на малій висоті та на безмачтовику... Мабуть це важко, не знаю :-):

Варіант другий. Втратити зайву висоту (якщо вона є) десь на віддалі від площадки. До місця посадки прийти із запасом висоти трохи більше, ніж на розворот і посадку. Зайвий запас висоти витратити у розвороті перед посадкою, виконуючи координоване ковзання на крило. Ідея маневру у тому, щоб і не розвертатись на малій висоті, і не заходити із великої висоти здалеку. Керуючи ковзанням у процесі розвороту ти ніби "виставляєш" собі потрібну для посадки висоту.
Переваги:
- над площадкою ти знаходишся стільки, скільки треба, не заважаючи нікому зайвими маневрами.
- розворот починається із запасом по висоті. У процесі ковзання завжди зростає швидкість. Тобто, є або висота, або швидкість, а отже є можливість виправити щось, що піде не так.
- можна зайти на дуж-же обмежену площадку, у т.ч. коли нема місця для широких маневрів.
Недоліки:
- маневр вимагає відмінної техніки пілотування і віртуозного володіння своїм дельтапланом. Категорично не рекомендується для чайників.

Варіант третій. Зайти здалеку із прямої із зайвим запасом висоти. Зайвий запас витратити, виконуючи ледь помітну "змійку" із серією маленьких ковзань на крило. Бачив таке в Одаїві у виконнані Юлі Бурлаченко і був у захваті. Виконати маневр складно, потрібна гарна техніка пілотування. Особисто у мене таке виходило дуже рідко.

Звісно, методи можна комбінувати не варто робити штампів.

Ну і нарешті гальмівний парашут: його теж ніхто не відміняв. Один раз використовував його не для тренування, а "по-бойовому": коли перелітав площадку. Помогло.

Ну і нарешті дещо непопулярне.
Більшість "перельотів" при заході на посадку, які я бачив, мають причиною категоричне небажання пілота використати маневр на малій висоті. У трьох Бущаковських роликах можна було як мінімум замочити "змійку" - і все було б краще. Уже ж видно, що перелітаєш! Але пілот боявся.
90% моїх власних "перельотів" мають причиною те, що я боявся маневрувати. Не не міг, а саме боявся!
Всі люблять а/б і маршрути, але не люблять польоти в динаміку. Проте я вважаю, що польоти в динаміку (у т.ч. "виживання") дуже корисні для маршрутного польоту: пілот звикає літати і маневрувати на малих висотах поблизу від землі. Якщо це і не потрібно на 3000 м на 100км трикутнику - то на посадці може пригодитися дуже сильно, я так думаю.

P.S. Прошу сприймати вищенаписане не як інструкцію, а лише як інформацію для міркування. Аффтор на істину не претендує :-):
________________________________________________________

Я не скажу, что я очень "умелый" :-): Я просто расскажу о своем опыте и свои мысли.

Во-первых, что касается высоты. Если у меня меньше 1000 м, то у меня уже 100% должна быть площадка в границах долета. Если меньше 300 м - я должен быть над площадкой. Все дальнейшее выпаривание - над площадкой. Может это не спортивно, рациональнее долетать "впритык", но "гор много - а ты у мамы один..." :mi_ga_et:

Во-вторых, особенности данной площадки:
- определить направление ветра: намечаю ориентир под собой и кручу установившуюся спираль. Оцениваю направление сноса.
- оценить вероятные препятствия: деревья, кусты, овраги, ЛЭП и т.п.
- определить уклон площадки. С высоты его можно вообще не заметить! Поэтому есть смысл обращать на этот фактор особенное внимание.

В-третьих, собственно сам заход. Как по мне, основная проблема тактики захода состоит в необходимости выбора: заходить издалека с прямой, или с разворота на малой высоте.
В первом случае тяжело оценить точку посадки, т.к. "на глиссаде" может десять раз приподнять/просадить, поэтому большой шанс не долететь/перелететь.
В другом случае необходимо иметь отменную технику пилотирования, ну и страшно же: разворачиваться на 10-15 метрах...
Как правило, высота крайнего разворота перед посадкой выбирается, как нечто среднее между вышеназванными вариантами, учитывая свое владение аппаратом, погоду, характер площадки и т.д. В будь-каком случае, я стараюсь лучше иметь лишний запас высоты, чтобы потом потратить его маневром, чем не долететь.

Ну и варианты этого "маневра".

Вариант первый, "чайниковский", зато простой. Оценив направление ветра и имея лишний запас высоты, перехожу на подветренный край площадки. И начинаю вдоль него (или вдоль виртуальной линии, перпендикулярной направлению ветра) ходить галсами. Как вдоль склона. Или можно восьмерками крутить. Когда высоты остается на разворот и посадку - разворот и посадка.
Преимущества:
- аппарат не поворачивается хвостом к ветру. На малой высоте это бывает важно.
- посадка технически не отличается от посадки внизу при полетах со склона: для чайника это существенно.
Недостатки:
- если кто-то еще заходит вместе с тобой на ограниченную площадку, своими восьмерками ему можно помешать, что не есть хорошо.
- "мочить" перекладки на малой высоте на безмачтовике... Наверное это тяжело, не знаю :-):

Вариант второй. Потратить лишнюю высоту (если она есть) где-то на расстоянии от площадки. К месту посадки прилететь с запасом высоты, чуть больше, чем необходимо на разворот и посадку. Лишний запас высоты потратить в развороте перед посадкой, выполняя координированное скольжение на крыло. Идея маневра в том, чтобы и не разворачиваться на малой высоте, и не заходить с большой высоты издалека. Управляя скольжением в процессе разворота ти будто "выставляешь" себе необходимую для посадки высоту.
Преимущества:
- над площадкой ты находишься столько, сколько необходимо, не мешая никому лишними маневрами.
- разворот начинается с запасом по высоте. В процессе скольжения всегда возрастает скорость. То есть, есть или высота, или скорость, а следовательно есть возможность исправить что-нибудь, если пойдет не так.
- можно зайти на оч-чень ограниченную площадку, в т.ч. когда нет места для широких маневров.
Недостатки:
- маневр требует отменной техники пилотирования и виртуозного владения своим дельтапланом. Категорично не рекомендуется для чайников.

Вариант третий. Зайти издалека по прямой с лишним запасом высоты. Лишний запас потратить, выполняя едва заметную "змейку" из серии мелких скольжений на крыло. Видел такое в Одаиве в исполнении Юли Бурлаченко и был в восторге. Выполнить маневр трудно, нужна хорошая техника пилотирования. Лично у меня такое выходило очень редко.

Известно, методы можно комбинировать, не надо делать штампов.

Ну и наконец - тормозной парашют: его тоже никто не отменял. Один раз использовал его не для тренировки, а "по-боевому": когда перелетал площадку. Помогло.

Ну и в конце концов нечто непопулярное.
Большинство "перелетов" при заходе на посадку, которые я видел, имеют причину в категоричном нежелании пилота использовать маневр на малой высоте. В трех "бущаковских роликах" можно было как минимум замочить "змейку" - и все было б красивее. Уже было видно, что будет перелет! Однако пилот боялся.
90% моих собственных "перелетов" имеют ту-же причину - я боялся маневрировать. Не не мог, а именно боялся!
Все любят а/б и маршруты, но не любят полеты в динамике. Однако я считаю, что полеты в динамике (в т.ч. "выживание") очень полезны для маршрутного полета: пилот привыкает летать и маневрировать на малых высотах вблизи земли. Если это и не нужно на 3000 м на 100-км треугольнике - то на посадке может пригодиться очень сильно, я так думаю.

P.S. Прошу воспринимать вышенаписанное не как инструкцию, а лишь как информацию для размышления. Аффтор на истину не претендует :-):

________________________________________________________
Romeo
КМС ;-))
 
Сообщения: 272
Зарегистрирован: Вс июн 25, 2006 10:06 am
Откуда: Україна, Київ

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Виктор Мороз » Вс июл 10, 2011 12:49 pm

Romeo писал(а):Всі люблять а/б і маршрути, але не люблять польоти в динаміку. Проте я вважаю, що польоти в динаміку (у т.ч. "виживання") дуже корисні для маршрутного польоту: пілот звикає літати і маневрувати на малих висотах поблизу від землі.

Контраргумент (без привязки к а/б): полёты на малой высоте в динамике и над посадочной площадкой - разные вещи.
Если у склона (в динамике) всегда есть возможность уйти от склона (читай: есть какой-никакой запас высоты), то при заходе на посадку - никуда не денешься (доп. высота никак не появится).

При полётах в одном и том же месте, посадки, обычно, происходят тоже в одном и том же месте. При более-менее схожих погодных условиях. Рано или поздно, у пилота формируется стандартный набор правил для посадки на конкретную площадку. Это, в любом случае, - хорошо. Но! Получается, что мы имеем опыт посадки на конкретную площадку при более-менее схожих условиях. Мало того, условия на посадке известны до начала полёта.
Я бы назвал такой полученный опыт "бессознательным". Типа, выработался, грубо говоря, условный рефлекс на некую типовую ситуацию.

При посадках на незнакомые или малознакомые площадки (на маршруте), в разных погодных условиях, пилоту приходится чаще привлекать сознательную часть своей соображалки (ситуация - нетиповая). Пилот летел долго и погода поменялась. Пилот не уверен на 100% в направлении ветра у земли. Пилот не знает, какой силы приземный ветер. В конце-концов, пилот устал, а это - очень серьёзный фактор, влияющий на безопасность посадки.
Приходится каждый раз вычислять все факторы, влияющие на качество посадки. Рано или поздно, но это тоже становится неким подобием навыка. Если поначалу обработка такого объёма информации вызывала лёгкий шок, то со временем, с опытом шок проходил, уступая место мысли "а что тут такого сложного?". :-):
Аватара пользователя
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5631
Зарегистрирован: Пт фев 20, 2004 1:22 pm
Откуда: Киев, Украина

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Romeo » Пн июл 11, 2011 6:40 am

Виктор Мороз писал(а): Если поначалу обработка такого объёма информации вызывала лёгкий шок, то со временем, с опытом шок проходил, уступая место мысли "а что тут такого сложного?". :-):

Чесно кажучи, у мене такий об'єм інформацїї шоку ніколи не викликав. Навіть під час першого ульоту "куда глаза глядять". Причина в тому, що я на той момент багато разів обдумував, що і як я буду робити, ну і у мене уже був чіткий план дій для розрахунку на посадку. Хоча звісно, я помилявся неодноразово, як і всі.

Вцілому я згоден із поперднім оратором: посадка на звичну площадку і посадка "Бог-зна-де" - не одне і те ж.
Але тут теж слід мати на увазі одну особливість: учльот у процесі навчання літає не в одному місці. Спочатку літав у Ходосовці. Потім приїхав у Крим: тут уже інші умови. Потім Одаїв. Потім який-небудь Красний Кут, або "малинка". На той час, коли людина стає самостійним пілотом, у неї звичайно уже є деякий досвід польотів і посадок у незнайомому місці. Слід тільки правильно усе це обдумати і "екстраполювати" цей досвід на посадку "Бог-зна-де". Словом, стереотипи можна перемогти.

Іще хочу відзначити особливу роль лекцій. Тиховський розказував дуже багато корисного і про маршрути, і про тактику заходу на посадку. Мені усе це пригодилось. Жаль, що в КПІ такого нема, хоч досвідчених пілотів-маршрутників дофіга. Я б теж послухав :mi_ga_et:
Romeo
КМС ;-))
 
Сообщения: 272
Зарегистрирован: Вс июн 25, 2006 10:06 am
Откуда: Україна, Київ

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение Богдан » Пн июл 11, 2011 7:26 am

Romeo писал(а):...
Іще хочу відзначити особливу роль лекцій. Тиховський розказував дуже багато корисного і про маршрути, і про тактику заходу на посадку. Мені усе це пригодилось. Жаль, що в КПІ такого нема, хоч досвідчених пілотів-маршрутників дофіга. Я б теж послухав :mi_ga_et:

+100500
Чайник. ALT=1275m/DST=32km/AIRTIME≈10h/УТ>>Студент>>Детерминант>>Saphir>>... Изображение
Аватара пользователя
Богдан
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 588
Зарегистрирован: Вс сен 07, 2008 7:10 am
Откуда: Киев - Альтаир

Re: Как правельно запланировать посадку?

Сообщение ayskyline » Пн июл 11, 2011 8:23 am

Romeo писав:"Жаль, що в КПІ такого нема" -а як-то нема? А якже посиденки за чачкою чаю у Джека? Просто це можна назвати неформатна лекція:) Так шо всьо у нас є:)
амбиции -не для птици...
Аватара пользователя
ayskyline
Мастер спорта ;-))
 
Сообщения: 426
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2007 9:52 pm
Откуда: Kyiv

След.

Вернуться в Пилотирование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2