Поиск границы срыва

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Alexey Belevich
МСМК ;-)))
Повідомлень: 760
З нами з: Сер вересня 15, 2010 3:51 pm
Звідки: г.Краснодар, Россия

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Alexey Belevich » Вів листопада 15, 2011 4:52 pm

Виктор, а по сути вопроса: как ищете момент срыва в простых условиях ?
Как это делаете в турбулентности, после подбросившего пузыря, поставившего в крен пузыря ?

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5760
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Виктор Мороз » Вів листопада 15, 2011 10:51 pm

Alexey Belevich писав:Виктор, а по сути вопроса: как ищете момент срыва в простых условиях ?
Я уже забыл как это надо делать. :-)
Садить Фантом с сильным пихом ручки нельзя. Можно развалить законцовку.
А на дельтаплане... вот, как я объясняю, когда меня спрашивают:
1. Нужно настроить себя на "слушание" стоек руками.
2. Подойти к земле с небольшим запасом скорости.
3. На выдерживании внимательно "слушать" как стойки:
а) сначала вырываются из рук (аппарат хочет реализовать избыток скорости);
б) стойки "замерли" (аппарат вышел на балансировочную скорость);
4. Через 1-2 секунды после п.3.б), согласно совету Джима Руни, нужно энергично пихнуть стойки.
В качестве альтернативы п.4, а то и пп.3 и 4, многие используют проверку на избыток скорости методом малых подпихиваний. Если аппарат начинает лезть вверх, то "прижмём" его снова и сразу же опять начнём пробы. Когда аппарат в начале пиха не отзывается набором высоты, то нужно энергично завершить выдачу.

Нюансы.
Пункт 1 часто забывают. Оно и понятно. Посадка - весьма эмоционально насыщенная фаза полёта. Не было команды мозгу "включайся!", считай, что дальше всё будет на рефлексах. А они у разных пилотов - разного качества. Да и откуда у новичка возьмутся правильные рефлексы? Вот, он и пользуется тем, что есть, заучивая неправильное. Кстати, эти "хвосты" так и продолжают тянуться за многими пилотами по мере развития их опыта в других направлениях. Получается пилот, умеющий многое, но не научившийся стабильно правильно приземляться.
Пункт 2 частенько... либо вообще не выполняют (и это, как правило, сходит с рук), либо переразгоняют аппарат, что чревато "перенапрягом мозга". Как следствие: читай сделующее предложение.
Пункт 3 тоже часто вылетает из головы, если в поле восприятия пилота попадает какой-то отвлекающий фактор (лишнее движение на посадочном курсе; неточный доворот до линии приземления; неожиданно быстрое пробегание земли под собой; незапланированное препятствие и т.д.). В этом случае начинается "игра в рулетку" в следующем пункте: угадал, не угадал.
Пункт 4. Бывает, что игра в "угадай момент" приводит к довольно сильному взмыванию, что тоже бывает вырубает "сознательную часть". Читай описание нюанса по п.3.

Вот. Высказал своё личное мнение. На истину не претендую. Если есть, чем дополнить, то - милости прошу.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5760
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Виктор Мороз » Вів листопада 15, 2011 11:26 pm

Alexey Belevich писав:Как это делаете в турбулентности, после подбросившего пузыря, поставившего в крен пузыря ?
Посадки в турбулентных условиях - отдельная пестнь.
В таких случаях, скорость - твой лучший друг. С запасом скорости (кстати, от большого запаса большой пользы не будет - важна умеренность) подойти поближе к земле. Желательно, на экран. С экрана уже вряд ли что-то сможет "сковырнуть" аппарат.
Где-то так. А вообще, посадки в турбулентных условиях нужно стараться избегать. Особенно, если это касается орографической турбулентности. О, как загнул! :men: Всем понятно? :hi_hi_hi:
Посадки в термически турбулентных условиях можно избежать, если заранее начать следить за происходящим в зоне предстоящей посадки. Многие пилоты умудряются переждать в воздухе фазу "бурления" и быстренько заземлиться в фазу затишья.
Но, всё это - опыт, который нужно получать после того, как освоишь посадки в более щадящих условиях и когда начнёшь понимать воздух (точнее, его влияние на поведение аппарата).

З.Ы. Вспомнилось:
на майские летали маршрут "на скорость". Финиш был южнее Прилук. Километрах в шести. Нужно было "взять" Прилуки и вернуться назад на указаное расстояние. Против крепкого встречного ветра. Около 10 м/с.
Я ошибся с визуальным распознанием финиша (думал, что финиш ближе на 2-3 км), а потому решил избыток высоты реализовать в скорость. Был так уверен, что даже не смотрел на прибор, который молча орал "чувак! ты гонишь!".
Когда я глянул на прибор, то слегка ошалел. Я мог не долететь! Ну, не идиот?!!!
Короче, я стал тянуть строго по "рекомендациям" прибора. Благо, поляру аппарата я ему объяснил довольно точно. Когда я понял, где находится центр финишного цилиндра и где примерно проходит окружность радиусом в 400 м (я забыл, что финиш имеет радиус 500 м), то я мысленно спросил: "Какой идиот поставил здесь точку?"
Вопрос был риторическим, т.к. эта точка - моих же рук и дело. А чё? Красивый такой перекрёсток дорог. Отлично видимый. Другой вопрос, что этот перекрёсток дорог - это и перекрёсток лесополос, тянущихся вдоль каждой уважающей себя дороги. А деревья были не низкорослыя. Да, и дороги эти были себя уважающие.
Короче, летел я прямо в пасть роторам от лесополки. Мало того, я летел на недопустимо малой скорости. Для данных условий. А иначе, просто не долетел бы.
На моё счастье, в 500 м от центра цилиндра (я уже готовился к приземлению перед самым цилиндром) прибор пропел "победную песнь", а я, через несколько секунд, коснулся ногами земли. И только тут понял, что я ждал на экране число 400, а нужно было - 500. Приятная неожиданность: финиш оказался чуть ближе.
А посадочка вышла ещё та. Сначала вниз ушло одно полукрыло. Я его "поймал". Затем - другое. Поймал и его. Когда полукрылья оказались в горизонтальном положении я слегка выдал и тут же коснулся земли. Посадка получилась какая-то "вертолётная". Из-за сильного ветра и роторов, его сопровождающих.

Что-то взграфоманствулось. :nez-nayu: :ps_ih:

Аватар користувача
Михаил Гладышев
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1362
З нами з: Пон квітня 10, 2006 8:26 pm
Звідки: Хочу в Австралию!

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Михаил Гладышев » Сер листопада 16, 2011 7:18 am

О посадке в турбулентных условиях.
Один из способов, изобретенный Юрой Липко, светлая память....

Ямполь. Цекиновка. Поле чудес.
Днестровский откос, заканчивающийся довольно высокими деревьями, переходит в поле, кое-где с понижениями.
Колбасило над ним не по детски.
По теории Липка, чем меньше площадь аппарата, тем меньше ему достается вертикальных турбоударов.
Что бы эффективно уменьшить площадь - нужно находиться в крене.
Вот и выводили мы аппараты из разворота у самой земли, без длинных заходов по прямой.
Помогало.

!!!! ПРИМЕНИМО ПРИ ДОСТАТОЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ !!!!, без которой в турбулентную погоду лучше заняться армрестлингом под музыку....
Полетать на дельтаплане хотите? Это просто.
http://www.sky.crimea.ua" target="_blank
+797886930триодин
+3805090685ноль шесть

Alexey Belevich
МСМК ;-)))
Повідомлень: 760
З нами з: Сер вересня 15, 2010 3:51 pm
Звідки: г.Краснодар, Россия

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Alexey Belevich » Сер листопада 16, 2011 7:51 am

чем меньше площадь аппарата, тем меньше ему достается вертикальных турбоударов.
Что бы эффективно уменьшить площадь - нужно находиться в крене.
Возможно тут еще работает то, что в развороте (а в крене мы всегда в развороте) аппарат находится под большей нагрузкой, чем в прямолинейном полете и, следовательно тоже меньше подвержен влиянию турбулентности - как если бы туда подвесили более тяжелого пилота ?
Хотя это должно быть заметно при интенсивном развороте (крен и скорость была приличной ?).

А еще - аппарат меньше находится на малой высоте в зоне сильной турбулентности - меньше вероятность бяки.

Кстати в 2004 году наблюдал полет корейца из команды GIN (это такой производитель парапланов). Взлетел он в сильный дульник и в воздухе швыряло и складывало. И, к тому же на высоте еги начало сдувать за хребет - а там ротор, скалы... А при выжатом акселе тут же фронталки, ассиметрии.
Тогда он не много вперед вышел и заложил крутую спираль почти до земли - свинтился в момент и вышел у склона ниже старта - там положе было и дуло слабее - и тут же приземлился. Говорил - еще чуть-чуть и ему конец. Из той же серии.
Востаннє редагувалось Сер листопада 16, 2011 11:31 am користувачем Alexey Belevich, всього редагувалось 1 раз.

Аватар користувача
ANT
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1652
З нами з: Нед лютого 22, 2004 10:06 pm
Звідки: Харьков, дельтаклуб ХАИ
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення ANT » Сер листопада 16, 2011 11:18 am

Alexey Belevich писав:
чем меньше площадь аппарата, тем меньше ему достается вертикальных турбоударов.
Что бы эффективно уменьшить площадь - нужно находиться в крене.
Возможно тут еще работает то, что в развороте (а в крене мы всегда в развороте) аппарат находится под большей нагрузкой, чем в прямолинейном полете и, следовательно тоже меньше подвержен влиянию турбулентности - как если бы туда подвесили более тяжелого пилота ?
Хотя это должно быть заметно при интенсивном развороте (крен и скорость была приличной ?).
Любопытно, я давно полюбил заходы на посадку выполнением нескольких (сколько нужно)крутых спиралей. Получается довольно удобно. Теперь мне самому становится понятнее почему.
В этом мире нет ничего невозможного, но есть вещи очень хлопотные.

Аватар користувача
SergeyKa
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1280
З нами з: Чет вересня 15, 2005 5:23 pm
Звідки: Калифорния
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення SergeyKa » Сер листопада 16, 2011 12:55 pm

Большой крен - действительно лучшая защита против вертикальных турбуляк, в СтАндре только так и отдыхали - 60 градусов заложил и расслабился :)

У земли вертикальных порывов практически нет т.к. "ветер не дует сквозь землю". Горизонтальные порывы меняют воздушную скорость и внезапно создают скольжения на крыло, но это все легко ловится если давить в зародыше всякие кренчики и попытки взмывания. Главное - держать запас скорости вплоть до выхода на экран.

Описанные Витей "вертолетные" посадки - да, тоже приходилось, правда не глядя в прибор :) А кое-кто увлекся и забыл распустить полиспаст. Не смог поймать провалившееся полукрыло на карбоновом лайтспиде - было больно и обидно.
Виллс - крепкий дельтаплан!

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5760
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Виктор Мороз » Нед листопада 20, 2011 11:03 pm

Просьба пилота Victor удовлетворена: Возвращение на Землю. Первая часть. Вольный перевод.
Предупреждаю:
1. Статья опубликована в 1986 году. Тогдашняя техника несколько отличается от нынешней. Об этом - не забывать!
2. Некоторым выводам и/или рекомендациям лично я следовать не готов.

Обсуждаем?

Victor
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1497
З нами з: Пон травня 14, 2007 8:45 am
Звідки: Обухів
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Victor » Пон листопада 21, 2011 8:19 am

Виктор Мороз писав:2. Некоторым выводам и/или рекомендациям лично я следовать не готов.
Каким? Я ничего такого не увидел.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5760
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Виктор Мороз » Пон листопада 21, 2011 3:22 pm

Victor писав:
Виктор Мороз писав:2. Некоторым выводам и/или рекомендациям лично я следовать не готов.
Каким? Я ничего такого не увидел.
Например, вот этот совет мне кажется "неудачным":
"№3. Если я начал подрыв рано и быстро, что привело к взмыванию, я обнаружил, что, несмотря на избыток скорости, прибирание ручки - большая ошибка. Вместо этого, лучше расслабиться, дать ручке занять нейтральную позицию и позволить аппарату закончить набор, затем слегка отдать ручку, удерживая угол к горизонту около 45 градусов и в такой позиции спарашютировать вниз."
Когда аппарат пытается реализовать излишек скорости в высоту, то "отпускать поводья" - не лучшее решение. Во всяком случае, для техники с современной - короткой - хордой. 25 лет назад корневая хорда была, думаю, на 1 м длиннее. Как минимум. Соответственно, риск кувырка - меньше.
В зависимости от набраной высоты (или ощущения, какая высота будет набрана), нужно выбрать два варианта:
1. Высота относительно небольшая. Завершить подрыв и не дёргаться, ожидая возвращения на землю. Тело пилота в этот момент максимально вытянуто и находится в вертикальном положении (равно, как и килевая труба).
2. Высота относительно большая. Поджать ручку, чтобы не растерять воздушную скорость и, по сути, повторить попытку (снова - подход к земле и т.д.).

Victor
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1497
З нами з: Пон травня 14, 2007 8:45 am
Звідки: Обухів
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Victor » Пон листопада 21, 2011 3:42 pm

Виктор Мороз писав:Например, вот этот совет мне кажется "неудачным"
Удали его, у нас же не кружек литературного творчества, сохранять все не обязательно. Нужен "How to" безопасно приблизится к земле, понять момент выдачи и сорвать крыло учитывая погодные условия.

Alexey Belevich
МСМК ;-)))
Повідомлень: 760
З нами з: Сер вересня 15, 2010 3:51 pm
Звідки: г.Краснодар, Россия

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Alexey Belevich » Пон листопада 21, 2011 7:56 pm

Не понял следующее:
1) посадки в ветер 5-7 метров. Они просты, мастерство не растет и ни чего не дает для посадок в штили или ветер 2-4 м/с.
Про 10000 полетов за 6 лет. Наверно загнул. Это 4,5 полета каждый день !
2)
2) потом, когда он начнёт опускать нос, - подорвите.
Это когда он нос начнет опускать ? Кажись это уже поздно.
3) действительно на притертом к земле аппарате легче пробивать турбулентность ?
4) Давить на стойку. Которая выше - в чем разница с переносом веса ? Что бы надавить нужна опора. Без переноса веса не обойтись.
5)
3. Стойки начнут давить на ладони.
Отличное время для подрыва!
Это как это стойки начнут давить на ладони ?

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5760
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Re: Поиск границы срыва

Повідомлення Виктор Мороз » Пон листопада 21, 2011 8:58 pm

Alexey Belevich писав:Не понял следующее:
1) посадки в ветер 5-7 метров. Они просты, мастерство не растет и ни чего не дает для посадок в штили или ветер 2-4 м/с.
5-7 метров дует после полудня. Значит, до полудня дует что-то другое?
Кроме того, когда речь заходит о бризе (иначе, чего это он после полудня раздувается?), то нужно помнить, что к заходу солнца бриз стихает.
Alexey Belevich писав:Про 10000 полетов за 6 лет. Наверно загнул. Это 4,5 полета каждый день !
Или около 30 стартов в неделю. Хоть за один день, хоть за два. Вполне реально. Мне, правда, другое непонятно: зачем было в таком режиме да 6 лет! :ps_ih:
Alexey Belevich писав:
2) потом, когда он начнёт опускать нос, - подорвите.
Это когда он нос начнет опускать ? Кажись это уже поздно.
Согласен.
Alexey Belevich писав:4) Давить на стойку. Которая выше - в чем разница с переносом веса? Что бы надавить нужна опора. Без переноса веса не обойтись.
Разница в том, что можно перенести вес и без давления на стойку. Ремарка: речь идёт о давлении вдоль стойки, а не поперёк.
Alexey Belevich писав:
3. Стойки начнут давить на ладони.
Это как это стойки начнут давить на ладони ?
Так, что, когда нос опускается, а стойки, соответственно, уходят назад... ну, и упираются в ладони.

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 9 гостей