Как избежать кувырка на дельтаплане - 2

Техника пилотирования и тактика полетов

Модератор: Raven

Re: Видео

Сообщение Уклист Александр » Сб янв 19, 2013 1:12 pm

Помнится мне,что уже была большая дискуссия по поводу кувырка и я описывал свои действия и ощущения от этого события, все в точности как у Шая, на пике горки он взял резко трапецию на себя и ввел крыло во вращение, дальнейшие движения ничем не помогли. Вот новое, что мы недавно делали - это упражнение на срыв, что были обязаны продемонстрировать при сдаче теста на получение лицензии. Пи обычном равномерном полете полностью отдавали трапецию от себя, крыло взмывало, а затем дельтаплан сам опускал нос и пикировал вниз и в это время трапецию возвращали в обычное балансировочное положение очень плавно и все, возвращались к прежний режим. Сразу оговорюсь, что мы проделывали это на учебных "Фалконах-3", понятно, что спортивный U-2 более чуткий и надо поосторожнее. Мой кувырок был на "Тайфуне", тоже растянутом и кувыркливом :-):
Вечный чайник- Саша Уклист
Аватара пользователя
Уклист Александр
Чайник ;-)
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 7:46 pm
Откуда: Арад, Израиль

Re: Видео

Сообщение napets » Сб янв 19, 2013 2:31 pm

Уклист Александр писал(а): Пи обычном равномерном полете полностью отдавали трапецию от себя, крыло взмывало,

Зачем оддавать трапецыю так,чтоб крыло взмывало,я б это делал плавнее с поддержанием горизонтального полёта.В таких случаях тангаж у дельтоплана мальнький при сорваном потоке и дельте нужно лиш чуток опустить нос и пойти в набор скорости.При горке тангаж велик и чтобы пойти в набор,нужно сперва опустить нос,до положения горизонтального,а потом ещё клюнуть для набора скорости,тем самым создав вращающий момент побольше.Ну,и если в этот момент ещё дёрнуть за спидбар причично,то ризультат мы видим.
Аватара пользователя
napets
Мастер спорта ;-))
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс апр 12, 2009 7:54 am
Откуда: Львів

Re: Видео

Сообщение Raven » Сб янв 19, 2013 3:02 pm

napets писал(а):
Уклист Александр писал(а): Пи обычном равномерном полете полностью отдавали трапецию от себя, крыло взмывало,

Зачем оддавать трапецыю так,чтоб крыло взмывало,я б это делал плавнее с поддержанием горизонтального полёта.В таких случаях тангаж у дельтоплана мальнький при сорваном потоке и дельте нужно лиш чуток опустить нос и пойти в набор скорости.При горке тангаж велик и чтобы пойти в набор,нужно сперва опустить нос,до положения горизонтального,а потом ещё клюнуть для набора скорости,тем самым создав вращающий момент побольше.Ну,и если в этот момент ещё дёрнуть за спидбар причично,то ризультат мы видим.


Тяжело объяснять без рисунка с разложением сил и моментов, поверьте на слово - в такой ситуации "дернуть за спидбар" не приводит к кувырку, приводит к кувырку движение "упереться в спидбар" в тот момент, когда дельтаплан начинает делать отмашку с опусканием носа.
ЗЫ. Вероятно в данном видео ничего страшного не произошло бы, если бы не был полностью взведен полиспаст.
Чтобы не возникало сомнений: http://vimeo.com/26210217
24-27 сек - взводится полиспаст
30 сек - провоцируется срыв
32-33 сек - пилот интенсивно "дернул за спидбар"
... далее наслаждаемся видео полета мастера.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5775
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Re: Видео

Сообщение napets » Сб янв 19, 2013 4:07 pm

Жаль скоростей нет ни одного ни другово.
Raven писал(а): приводит к кувырку движение "упереться в спидбар" в тот момент, когда дельтаплан начинает делать отмашку

Можете на замедленной съёмке указать время начало отмашки,может я какогото момента не вижу. :du_ma_et:
Аватара пользователя
napets
Мастер спорта ;-))
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс апр 12, 2009 7:54 am
Откуда: Львів

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане - 2

Сообщение Raven » Сб янв 19, 2013 4:33 pm

Перечитывая классиков:
http://www.nebo.kiev.ua/openwin/94-aerobatics1
"... Я наблюдал за этим пилотом, когда он выполнял вираж с углом крена в 120 градусов, который был сделан вполне чисто, затем последовала горка. Как раз в верхней точке эволюции, когда он должен был очень сильно зажать аппарат, его ДП остановился и начал вращение вокруг продольной оси, что сразу нарушило плавность маневра. Таким образом, малая скорость в верхней точке эволюции привела к кувырку и последующему разрушению ДП... "
"... Существует только два случая, когда необходимо резкое движение по тангажу во время пилотажа: когда начинаешь пикирование на ДП для достижения максимальной скорости и когда надо предотвратить кувырок. Заметьте, что в обоих случаях необходимо ручку тянуть на себя. Никогда не возникает необходимости для резкой отдачи ручки от себя..."
"... Я слышал, как некоторые пилоты говорят, что для входа в пикирование они сначала глубоко срывают свой ДП. Конечно, они просто путаются в терминологии. НИКОГДА не делайте любой вид глубокого срыва на крыле без хвостового оперения, особенно, на малой высоте. Глубоко сорвать (whipstall) - значит на высокой скорости отдать энергично ручку от себя и достичь угла атаки значительно большего, чем это достигается при плавной и медленной отдачи ручки на минимально возможной скорости. Срыв с высоко поднятым носом чреват кувырком. Для большинства ДП, для достижения минимального угла атаки (нос направлен в землю) и предельной скорости пикирования, необходимо плавно отдать ручку от себя достаточно далеко (НО НЕ ДО ПОЛНОГО СРЫВА!). В этом случае вы почувствуете существенное давление ручки назад и нос начнет опускаться, что означает достижение угла атаки близкого к полному срыву. Немедленно, одновременно с опусканием носа вниз, зажмите спидбар и переместите свое тело вперед насколько возможно, как будто вы превратились в комок (подтянув ноги как можно ближе к груди). Если вы не сделаете этого, а почти остановитесь в воздухе и будете продолжать отдавать ручку от себя снова и снова, вы можете кувыркнуться или сорваться в штопор, поэтому не задерживайтесь в таком положении более 2-3 секунд..."

Этот источник тяжелее для понимания, но там советы практиков подтверждены теорией: http://www.deltaplanerizm.ru/read/azaryev.pdf
"Когда пилот отклоняет ручку управления "от себя" центр масс смещается назад (Хм=0,7), и новому положению центра масс соответствует кривая 2 (рис2.4.3-1). Кривая как бы повернулась вокруг точки Мzo и главная узловая точка сместилась на А2. При этом ухудшаются характеристики устойчивости на отрицательных углах атаки: появилась "отрицательная ложка" и уменьшился угол атаки начала кувырка. Так как изменение центровки дельтаплана значительное, то трудно избежать этого ухудшения характеристик, следовательно предрасположенность дельтаплана к кувырку заложена в самой компоновке аппарата.
При взятии "на себя" ручки управления центр масс смещается вперед, и новому положению 3. В этом положении отсутствует "отрицательная ложка", а вместе с ней и угол атаки начала кувырка, т.е. отсутствуют начальные условия входа в кувырок. Это очень важный вывод, определяющий действия пилота в опасной ситуации"

Пояснения для людей, которые глубоко не копали аэродинамику и динамику полета.
"Отрицательная ложка" на графике коэффициента продольного момента ( Мz ) в зависимости от угла атаки (А - альфа) - для пилота означает смену знака усилий на ручке управления. Т.е. при попадании в эту зону крыла дельтаплана, ручка "проваливается или залипает". Обычно, это первый предвестник того, что с продольной устойчивостью не все хорошо.
Продольный момент зависит от геометрических параметров крыла, моментных характеристик профиля крыла, аэродинамической и геометрической круток, а также от демпфирующих характеристик обшивки крыла. Это объясняет, почему "атласоиды" менее склонны к кувыркам и позволяют пилотам больше ошибок по сравнению со спортивными крыльями, особенно с жесткими боковыми трубами и небольшой круткой.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5775
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане - 2

Сообщение skostyas » Сб янв 19, 2013 8:38 pm

Большое спасибо за раз'яснение.
Совсем забыл что есть такая замечательная книга :-): Щас вот сижу - наслаждаюсь
Резюме - зажать сразу и до упора
А тому парню повезло что он сразу крыло сломал! Повезло что вращение остановилось сразу.
skostyas
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: Пн май 09, 2011 5:37 pm
Откуда: Kiev

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане - 2

Сообщение Fantomas » Вс янв 20, 2013 9:50 pm

Не советов ради, а чисто потеоретизировать.
Начальное угловое ускорение вращения кувырка (т.е. на больших углах атаки) тем больше, чем больше момент на пикирование, который тем больше чем более передняя центровка, что видно из графиков Азарьева. И наоборот, т.е. теоретически если у человека супер длинные руки можно отдать ручку так далеко, что точка приложения веса и подъёмной силы совпадут, то дельт будет просто падать не кувыркаясь.
Соответственно, как мне кажется, идеальным было бы держать ручку отданной до некоторых углов атаки, таким образом уменьшая угловое ускорение вращения, а потом её зажать, что-бы на отрицательных углах атаки мы находились на кривой с большим кабрирующим моментом.
Аватара пользователя
Fantomas
3 разряд ;-)
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Пн ноя 19, 2007 10:33 am
Откуда: Москва

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане - 2

Сообщение Supervisor » Вс янв 20, 2013 10:34 pm

Бэк-флип на дельтаплане! Трюк из раздела "А вам слабо?"!
http://www.youtube.com/watch?v=KebC_d57nN4
Supervisor
 

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане - 2

Сообщение Raven » Вс янв 20, 2013 11:29 pm

Fantomas писал(а):Не советов ради, а чисто потеоретизировать.
Начальное угловое ускорение вращения кувырка (т.е. на больших углах атаки) тем больше, чем больше момент на пикирование, который тем больше чем более передняя центровка, что видно из графиков Азарьева. И наоборот, т.е. теоретически если у человека супер длинные руки можно отдать ручку так далеко, что точка приложения веса и подъёмной силы совпадут, то дельт будет просто падать не кувыркаясь.
Соответственно, как мне кажется, идеальным было бы держать ручку отданной до некоторых углов атаки, таким образом уменьшая угловое ускорение вращения, а потом её зажать, что-бы на отрицательных углах атаки мы находились на кривой с большим кабрирующим моментом.


Чисто теоретически господин Азарьев тоже пришел в свое время к выводу, что некими волшебными движениями пилот во время начала кувырка может его предотвратить или прекратить. Практически физиология наша такова, что оценить ситуацию, принять решение и поменять направление очень дозированных усилий за 0,5 - 1 сек практически невозможно.
И, ребята, очень прошу : даже теоретически не вздумайте в начале клевка дельтаплана после срыва, или в "ножницах" между восходящим и нисходящим потоками, или в роторе за горой, хоть на миг отдать от себя ручку в момент когда аппарат начинает проваливаться вниз с ручкой, которая перестала упираться. Уж в крайнем случае просто постарайтесь ее удержать в руках, а лучше в самом начале клевка полностью взять ручку на себя. Это движение должно быть на уровне рефлекса, чуть засомневались - кувырк! и дальше уповайте на своего ангела-хранителя.
Для тех, кто не в курсе. Имею в своем летном багаже один кувырок с разрушением дельтаплана. Поверьте, времени для каких либо специальных движений не остается. Не всегда даже успеваешь оценить ситуацию, чтобы понять, что будет через секунду.
Бывал в ситуациях, когда передняя кромка уже начинала закрывать горизонт - ручку полностью на себя и держишь ручку до хруста в пальцах - с этим рецептом нормальные дельтапланы не кувыркаются.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5775
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Re: Как избежать кувырка на дельтаплане - 2

Сообщение Urry_buh » Чт янв 31, 2013 10:05 am

+100500 :a_g_a:
Urry_buh
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 736
Зарегистрирован: Вт май 25, 2004 12:47 pm
Откуда: Человек Планеты Земля. МАИ, МИИТ,Ш-3,Защёкино,....

Пред.

Вернуться в Пилотирование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2