Стогов Антон
Модератор: Raven
Стогов Антон
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЁТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Место происшествия:Дельтадром "Круглое городище", с Ходосовка.
Западный нижний старт “Тропинка”.
Дата происшествия: 8 ноября 2020 г.
Последствия лётного происшествия: Закрытая черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга) и ушиб шейного отдела позвоночника.
Сведения о пилоте: Стогов Антон
Дата рождения: 22.01.1979.
Квалификация (спортивный разряд): учлёт, разряда нет
Общий налет: не более 50 начальных полётов по прямой с нижнего старта.
Не более 5 мин. налёта.
В том числе на данном летательном аппарате: все полёты на данном дельтаплане.
Перерыв в полётах: нет
Сведения о ЛА: Дельтаплан “Славутич”-УТ, производства Иркутского авиазавода. Техническое состояние хорошее, регулярно проводится его подержание силами клуба.
Группа руководства полётами, инструктор, порядок организации полётов: Полёты проводились дельтапланерным клубом КПИ "Альтаир". Выпускающий инструктор: Марчук В.И.
Обстоятельства происшествия:
Погодные условия:
Направление и сила ветра: западный-северо-западный ветер, в момент старта направленный ровно по линии разбега. Скорость ветра 2-3 м/с, варьировалась. Вообще, в этот день метеорологический ветер имел западное направление и был средним по силе, в прогнозах обещалось 4-5 м/с с порывами до 8 м/с. Но на нижнем старте, в затенении от расположенного впереди контрсклона, ветер имел силу 1-3 м/с, хотя иногда мог отклоняться на 90-100 градусов от основного направления - очевидное влияние роторной турбулентности за контрсклоном. Для начала разбега специально выбирались периоды стабильно дующего ветра с отклонением от линии старта не более 5-10 градусов.
Предполётная подготовка: Это был первый полёт пилота в данный день. Он приехал к середине дня, к обеду. До него на этом склоне, в его нижней и средней частях, с утра проводились пробежки и подлёты другими учлётами на этом же дельтаплане. Как потом Антон рассказывал, в этот день с утра он чувствовал некоторые вялость и слабость, но надеялся, что самочувствие к середине дня придёт в норму. Точку старта выбрали на самом верху “Тропинки”, пилот имеет неоднократный опыт полётов с данной линии. Но на предыдущем занятии Антон летал в штилевую погоду.
Выполнение полёта: Разбег был выполнен хорошо, отрыв произошёл на нормальной полётной скорости. Первая половина полёта проходила заметно выше обычной траектории УТ-шек с данного старта. Это можно отнести на влияние встречного ветра и на то, что пилот не пережимал трапецию, летел на балансирной, а не повышенной скорости. Приблизительно на середине длины склона (после пролёта перегиба) угол тангажа аппарата заметно вырос, дельтаплан стал терять скорость, но без “вспухания”. Потом пилот объяснял, что всё его внимание было поглощено борьбой с кренами, из-за чего он совсем забыл контролировать скорость. Возможно, это небольшая турбулентность от контрсклона вызвала наличие кренов, которые не были заметны инструктору с земли, но ощущались пилотом.Очевидно, в процессе энергичной работы по крену Антон допустил “отжимание” трапеции вперёд, что привело к увеличению угла атаки крыла и потере скорости. Дельтаплан пролетел ещё 1-2с. по прямой, теряя скорость и начав снижаться уже в режиме близком к парашютированию, “проседать”. А потом стал заваливаться влево, очевидно под влиянием микропорыва ветра справа. Попытка пилота исправить крен отклонением в противоположный угол трапеции не привела к успеху, перед столкновением он начал выполнять действия по самостраховке методом “навивания на стойку” на правую стойку трапеции. Аппарат столкнулся с землёй левой консолью и левым углом трапеции с небольшим отрицательным тангажом.
Медицинское заключение о травмах:
Закрытая черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга) и ушиб шейного отдела позвоночника.
Пилот не жаловался на самочувствие после падения ЛП, хотя уже через два дня вспоминал, что поначалу “увидел фиолетовые зайчики”, но это быстро прошло. Судя по словам пилота, полученным травмам и повреждениям шлема, Антон выполнил только начальные действия по самостраховке: только взялся обеими руками за правую стойку трапеции. Но не подтянулся и не сгруппировался вокруг неё. И потому после касания аппаратом земли ударился верхней задней частью шлема о каркас аппарата в районе центрального узла и его соединения с первым коленом килевой трубы.
Состояние летательного аппарата и лётного оборудования после происшествия:
После удара сломалась левая стойка трапеции.Т.к. сначала пилот не жаловался на самочувствие, падение выглядело мягким, а сам момент падения был закрыт от инструктора обшивкой, то подробное обследование каркаса на предмет вмятин от шлема не выполнялось.Из защитного снаряжения использовался шлем APCO, ранее подаренный клубу. Уже после возникновения симптомов ЧМТ и обращения к врачам пилот обнаружил трещины краски на “корочке” шлема в месте удара - в верхней части шлема, близко к плоскости симметрии. Спасательная система отсутствовала.
Выводы о причине лётного происшествия:
Основной и непосредственной причиной лётного происшествия стала потеря скорости полёта из-за чрезмерного увлечения пилота управлением по крену. Причиной получения пилотом травм послужило вялое выполнение им приёма самостраховки. Невыполнение подтягивания и группировки вокруг стойки привело к тому, что голова пилота не была подтянута поближе к центру тяжести дельтаплана. Из-за этого при столкновении с землёй голова с размаху ударилась о детали каркаса в районе центрального узла дельтаплана.
Рекомендации по предотвращению подобных ЛП:
Строго соблюдать режима сна и предполётного отдыха учлётами.
Проводить дополнительные тренажи учлётов на учебной трапеции по исправлению кренов. С максимальным обращением внимания на отсутствие паразитных воздействий на тангаж при работе в канале крена. В предполётной подготовке делать ударение именно на контроле полётной скорости, на том, что данный параметр имеет приоритет над всеми остальными.
Тренировать активное выполнение приёмов самостраховки в полном объёме действий, а не только обозначать их.
Обстоятельства записаны инструктором Марчук В.И.
Место происшествия:Дельтадром "Круглое городище", с Ходосовка.
Западный нижний старт “Тропинка”.
Дата происшествия: 8 ноября 2020 г.
Последствия лётного происшествия: Закрытая черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга) и ушиб шейного отдела позвоночника.
Сведения о пилоте: Стогов Антон
Дата рождения: 22.01.1979.
Квалификация (спортивный разряд): учлёт, разряда нет
Общий налет: не более 50 начальных полётов по прямой с нижнего старта.
Не более 5 мин. налёта.
В том числе на данном летательном аппарате: все полёты на данном дельтаплане.
Перерыв в полётах: нет
Сведения о ЛА: Дельтаплан “Славутич”-УТ, производства Иркутского авиазавода. Техническое состояние хорошее, регулярно проводится его подержание силами клуба.
Группа руководства полётами, инструктор, порядок организации полётов: Полёты проводились дельтапланерным клубом КПИ "Альтаир". Выпускающий инструктор: Марчук В.И.
Обстоятельства происшествия:
Погодные условия:
Направление и сила ветра: западный-северо-западный ветер, в момент старта направленный ровно по линии разбега. Скорость ветра 2-3 м/с, варьировалась. Вообще, в этот день метеорологический ветер имел западное направление и был средним по силе, в прогнозах обещалось 4-5 м/с с порывами до 8 м/с. Но на нижнем старте, в затенении от расположенного впереди контрсклона, ветер имел силу 1-3 м/с, хотя иногда мог отклоняться на 90-100 градусов от основного направления - очевидное влияние роторной турбулентности за контрсклоном. Для начала разбега специально выбирались периоды стабильно дующего ветра с отклонением от линии старта не более 5-10 градусов.
Предполётная подготовка: Это был первый полёт пилота в данный день. Он приехал к середине дня, к обеду. До него на этом склоне, в его нижней и средней частях, с утра проводились пробежки и подлёты другими учлётами на этом же дельтаплане. Как потом Антон рассказывал, в этот день с утра он чувствовал некоторые вялость и слабость, но надеялся, что самочувствие к середине дня придёт в норму. Точку старта выбрали на самом верху “Тропинки”, пилот имеет неоднократный опыт полётов с данной линии. Но на предыдущем занятии Антон летал в штилевую погоду.
Выполнение полёта: Разбег был выполнен хорошо, отрыв произошёл на нормальной полётной скорости. Первая половина полёта проходила заметно выше обычной траектории УТ-шек с данного старта. Это можно отнести на влияние встречного ветра и на то, что пилот не пережимал трапецию, летел на балансирной, а не повышенной скорости. Приблизительно на середине длины склона (после пролёта перегиба) угол тангажа аппарата заметно вырос, дельтаплан стал терять скорость, но без “вспухания”. Потом пилот объяснял, что всё его внимание было поглощено борьбой с кренами, из-за чего он совсем забыл контролировать скорость. Возможно, это небольшая турбулентность от контрсклона вызвала наличие кренов, которые не были заметны инструктору с земли, но ощущались пилотом.Очевидно, в процессе энергичной работы по крену Антон допустил “отжимание” трапеции вперёд, что привело к увеличению угла атаки крыла и потере скорости. Дельтаплан пролетел ещё 1-2с. по прямой, теряя скорость и начав снижаться уже в режиме близком к парашютированию, “проседать”. А потом стал заваливаться влево, очевидно под влиянием микропорыва ветра справа. Попытка пилота исправить крен отклонением в противоположный угол трапеции не привела к успеху, перед столкновением он начал выполнять действия по самостраховке методом “навивания на стойку” на правую стойку трапеции. Аппарат столкнулся с землёй левой консолью и левым углом трапеции с небольшим отрицательным тангажом.
Медицинское заключение о травмах:
Закрытая черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга) и ушиб шейного отдела позвоночника.
Пилот не жаловался на самочувствие после падения ЛП, хотя уже через два дня вспоминал, что поначалу “увидел фиолетовые зайчики”, но это быстро прошло. Судя по словам пилота, полученным травмам и повреждениям шлема, Антон выполнил только начальные действия по самостраховке: только взялся обеими руками за правую стойку трапеции. Но не подтянулся и не сгруппировался вокруг неё. И потому после касания аппаратом земли ударился верхней задней частью шлема о каркас аппарата в районе центрального узла и его соединения с первым коленом килевой трубы.
Состояние летательного аппарата и лётного оборудования после происшествия:
После удара сломалась левая стойка трапеции.Т.к. сначала пилот не жаловался на самочувствие, падение выглядело мягким, а сам момент падения был закрыт от инструктора обшивкой, то подробное обследование каркаса на предмет вмятин от шлема не выполнялось.Из защитного снаряжения использовался шлем APCO, ранее подаренный клубу. Уже после возникновения симптомов ЧМТ и обращения к врачам пилот обнаружил трещины краски на “корочке” шлема в месте удара - в верхней части шлема, близко к плоскости симметрии. Спасательная система отсутствовала.
Выводы о причине лётного происшествия:
Основной и непосредственной причиной лётного происшествия стала потеря скорости полёта из-за чрезмерного увлечения пилота управлением по крену. Причиной получения пилотом травм послужило вялое выполнение им приёма самостраховки. Невыполнение подтягивания и группировки вокруг стойки привело к тому, что голова пилота не была подтянута поближе к центру тяжести дельтаплана. Из-за этого при столкновении с землёй голова с размаху ударилась о детали каркаса в районе центрального узла дельтаплана.
Рекомендации по предотвращению подобных ЛП:
Строго соблюдать режима сна и предполётного отдыха учлётами.
Проводить дополнительные тренажи учлётов на учебной трапеции по исправлению кренов. С максимальным обращением внимания на отсутствие паразитных воздействий на тангаж при работе в канале крена. В предполётной подготовке делать ударение именно на контроле полётной скорости, на том, что данный параметр имеет приоритет над всеми остальными.
Тренировать активное выполнение приёмов самостраховки в полном объёме действий, а не только обозначать их.
Обстоятельства записаны инструктором Марчук В.И.
Налет на ДП и МДП - почти 1400 ч.
-
- МСМК ;-)))
- Повідомлень: 830
- З нами з: Сер листопада 09, 2005 9:32 pm
- Звідки: Ivano-Frankivsk
- Контактна інформація:
Re: Стогов Антон
Чи був зв'язок по радіостанції ? Якщо так- чому інструктор не підказував піджимати апарат, коли той летів "вище звичайного"? Якщо ні- чому ні ?
Re: Стогов Антон
К сожалению в клубе Альтаир рации не используются. А зря. На первых порах часто помогает избежать подобных ошибок, хотя и не всегда учлеты команды исполняют. А в случае полетов с небольшой высоты удобно использовать громкоговоритель.
ПС: а кто такие улёты? 2 раза подряд)))
ПС: а кто такие улёты? 2 раза подряд)))
- -tyt--
- МСМК ;-)))
- Повідомлень: 1994
- З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
- Звідки: Ukraine. Kiev
- Контактна інформація:
Re: Стогов Антон
Моя описка, попросил Сергеева исправить (там три раза в тексте) :(
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
- -tyt--
- МСМК ;-)))
- Повідомлень: 1994
- З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
- Звідки: Ukraine. Kiev
- Контактна інформація:
Re: Стогов Антон
Не те, щоб зовсім не використовуємо, але мало - організаційні більш питання :( Рації є, але до них потрібно зробити безпечні навушники (ті, що є - небезпечні). А мене ее вистачає на все одразу, а учльоти не поспішаюь допомогти

І в даному разі не факт, що рація б допомогла. Бо спочатку, коли апарат летів трохи вище звичайного - то він летів нормально, на нормальній швидкості, просто не "перетоплений", як звичайно. А коли я побачив задирання носа і втратушвидкості, то не певен, що встиг би сформулювати і видати в рацію команду на набір швидкості. десь 50/50 %, ждуєже все швидко трапилось.
Але так, рації потрібно застосовувати, пару "безпечних" навушників маю намір спаяти вже на цьому тижні.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Re: Стогов Антон
Що таке безпечні навушники?
- -tyt--
- МСМК ;-)))
- Повідомлень: 1994
- З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
- Звідки: Ukraine. Kiev
- Контактна інформація:
Re: Стогов Антон
Пішли з цією темою в "Спорядження", гут?
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Re: Стогов Антон
Алматинский опыт показывает, что наушники на учебных крыльяхтвообще не нужны. Не разгоняются эти дельтапланы до таких скоростей, чтобы нельзя было услышать рацию, закрепленную на подвеске.-tyt-- писав: ↑Пон листопада 16, 2020 1:13 pmНе те, щоб зовсім не використовуємо, але мало - організаційні більш питання :( Рації є, але до них потрібно зробити безпечні навушники (ті, що є - небезпечні). А мене ее вистачає на все одразу, а учльоти не поспішаюь допомогти![]()
І в даному разі не факт, що рація б допомогла. Бо спочатку, коли апарат летів трохи вище звичайного - то він летів нормально, на нормальній швидкості, просто не "перетоплений", як звичайно. А коли я побачив задирання носа і втратушвидкості, то не певен, що встиг би сформулювати і видати в рацію команду на набір швидкості. десь 50/50 %, ждуєже все швидко трапилось.
Але так, рації потрібно застосовувати, пару "безпечних" навушників маю намір спаяти вже на цьому тижні.
- -tyt--
- МСМК ;-)))
- Повідомлень: 1994
- З нами з: П'ят липня 16, 2004 5:30 pm
- Звідки: Ukraine. Kiev
- Контактна інформація:
Re: Стогов Антон
Два полёта Атона в предыдущее занятие, в совсем штилевую погоду:
https://youtu.be/hvVLZ7OA-Bc
https://youtu.be/FAKI3Fkqav4
У меня особых замечаний по ним не было, потому в день происшествия я его сразу с верха "Тропинки" запустил.
https://youtu.be/hvVLZ7OA-Bc
https://youtu.be/FAKI3Fkqav4
У меня особых замечаний по ним не было, потому в день происшествия я его сразу с верха "Тропинки" запустил.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS
Хто зараз онлайн
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 2 гостей