Способы дорнования трубы

О дельтапланах, конструкциях, материалах и прочих технических вопросах

Модератор: Raven

Aleksi
1 разряд ;-)
Повідомлень: 154
З нами з: Вів квітня 29, 2008 9:25 am
Звідки: г.Якутск
Контактна інформація:

Способы дорнования трубы

Повідомлення Aleksi » Сер липня 02, 2008 5:35 am

Задача на трубу 48х1,5 посадить усиление из трубы 50х1. Длина усиления 1150мм растояние от краев 725мм и 325мм (вторая боковая труба С-14). Для выполнения этой "пустяковой" процедуры требовалось дорнование трубы 50х1.
Кто какие способы знает в условиях клуба и как эта процедура выполняется на АЭРОСе.
Востаннє редагувалось Чет липня 03, 2008 3:24 am користувачем Aleksi, всього редагувалось 2 разів.

Аватар користувача
makros
МСМК ;-)))
Повідомлень: 909
З нами з: Вів липня 11, 2006 4:08 pm
Звідки: Киев, Москва
Контактна інформація:

Повідомлення makros » Сер липня 02, 2008 6:18 am

В условиях клуба для дорнования трубы необходимо иметь дорн.
Если его нет, либо трудно достать, наиболее быстрый способ изготовления боковой трубы - "немного счесать" трубу d48мм. Сначала напильником :twisted: по всей поверхности насадки усиления, затем наждачкой "нулёвкой".
В условиях Аэроса имеются роликовые дорны для соответствующих диаметров труб.
К тому же, эту пару труб в Аэросе можно найти с посадкой без натяга. :wink:
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!

Аватар користувача
root
МСМК ;-)))
Повідомлень: 2595
З нами з: Нед травня 16, 2004 5:48 pm
Звідки: Жуковский
Контактна інформація:

Повідомлення root » Сер липня 02, 2008 7:27 am

Еще можно щелочи /кислоты/ внуть налить, обождать, вылить, замерить... повторять пока не налезет или до растворения трубы или пальцев. :lol:

Это конечно не дорнирование, да и способ "общественно опасный" в бытовых условиях :)
А тем временем на HangGliding.ru
14/10/2014 в 23:46, Метео • UNDULATUS ASPERATUS - пополнение в атласе облаков
30/09/2014 в 13:05, Дельтагаджеты • GoPro HERO 4

Aleksi
1 разряд ;-)
Повідомлень: 154
З нами з: Вів квітня 29, 2008 9:25 am
Звідки: г.Якутск
Контактна інформація:

Повідомлення Aleksi » Сер липня 02, 2008 7:58 am

root писав:Еще можно щелочи /кислоты/ внуть налить, обождать, вылить, замерить... повторять пока не налезет или до растворения трубы или пальцев. :lol:

Это конечно не дорнирование, да и способ "общественно опасный" в бытовых условиях :)
Мы так делали когда то. Плохой способ, травление происходит не равномерно можно получит очень опасный вариант.

Аватар користувача
Harrier
1 разряд ;-)
Повідомлень: 179
З нами з: Суб березня 12, 2005 10:03 am
Звідки: Киев

Повідомлення Harrier » Чет липня 03, 2008 9:34 am

makros писав:Сначала напильником :twisted: по всей поверхности насадки усиления, затем наждачкой "нулёвкой".
Не, напильником этого как раз лучше и не делать. Требуется счесать равномерный слой металла - причём, неглубокий. Напильник же при всём желании оставит только относительно глубокие лунки на поверхности трубы. Ну или, как минимум, придётся очень долго искать последнее выпуклое место на ней, из-за которого труба и не налазит. А пока ищешь, чрезмерно утончаются уже обработанные места. Невооружённым глазом разницу в толщинах увидеть практически невозможно.

Так что только наждачкой. С ней тоже может произойти такое, но в "наждачном" случае с этим легче бороться :-).

Достаточо длинный кусок наждачки оборачивается вокруг трубы, и тягается за оба конца. Это для начала. А дальше сами отработаете методику :-).
Хочу много знать, готов скоро состариться.

Аватар користувача
zhekae
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 404
З нами з: Сер червня 29, 2005 11:42 am
Звідки: Воронеж
Контактна інформація:

Re: Способы дорнования трубы

Повідомлення zhekae » Чет липня 03, 2008 9:50 am

Возвращаясь к обломкам консоли 8) обломки дискусовской консоли (50.2 х 1), наверно, пойдут как есть.
Вот только слать их далеко...
GPS receiving the GPFS forwarded by a GPP located in the radio range of the GPD.

Аватар користувача
Pasha
2 разряд ;-)
Повідомлень: 85
З нами з: Чет вересня 07, 2006 3:24 pm
Звідки: Россия, Воронеж
Контактна інформація:

Повідомлення Pasha » Чет липня 03, 2008 9:53 am

Товарищи! Мы присутствуем при зарождении рынка обломанных труб :D
А мне летать...

Аватар користувача
zhekae
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 404
З нами з: Сер червня 29, 2005 11:42 am
Звідки: Воронеж
Контактна інформація:

Повідомлення zhekae » Чет липня 03, 2008 10:17 am

Pasha писав:Товарищи! Мы присутствуем при зарождении рынка обломанных труб :D
Ну а почему и нет? :D

Вот мне сейчас не надо, но интересно: а насколько сложно сделать дорн?
Я это себе вижу так: трубу приматываем резинкой к стапелю.
Дорн - болванка с наплывами. В ней трос. За трос тянем хайджеком, который упираем в торец стапеля. Может, и в торец трубы тоже, если она не удержится на стапеле трением (наверно, не удержится).
Ну или домкрат приспособить, но он тянуть не умеет и ход маленький - не так удобно.
Что надо чтобы труба не повелась? Как выглядит дорн ? Помнится, когда-то я его видел, даже пытались молотком его програть через трубу (безрезультатно).
Кто поделится опытом?

А то как вспомнишь процесс полировки 2-й боковой трубы на Атлас... Ужос. И смерть дрели. Но там хоть можно было внутри полировать.
GPS receiving the GPFS forwarded by a GPP located in the radio range of the GPD.

Александр Марисый
2 разряд ;-)
Повідомлень: 84
З нами з: Пон березня 06, 2006 9:02 am
Звідки: С.-Петербург

Повідомлення Александр Марисый » Чет липня 03, 2008 10:27 am

Во времена оны (середина - конец 80х), когда все дельтапланы делались практически только из прыжковых шестов 40х1.5, мы в нашем дельтаклубе ЛПИ дорны делали сами. Для раздувания труб они представляли собой куски цилиндрических болванок из железа, главным диаметром чуть меньше (на 0.2-0.5 мм) внутреннего диаметра обрабатываемой трубы, длиной 5 - 6 диаметров, с небольшим плавным утолщением (рабочим буртиком) требуемого диаметра в первой четверти дорна. Сей дивайс густо намазывался солидолом и забивался в трубу вначале кувалдометром через тяжелую медную проставку. Когда дорн заходил уже глубоко, то труба ставилась вертикально, и производились ею эротические движения в ритме раскачки подъемов и падений медной проставки внутри, которая своей инерцией ударяла по дорну и продвигала его дальше. Удавалось за один проход 2х метровую трубу увеличивать в диаметре на 0.5 мм за 20-30 мин. Иногда при нужде получалось раздувать диаметр даже на 1- 1.5 мм, правда при этом труба могла уже искривляться (что впрочем легко правилось). Имелись также приспособления с калибровочными отверстиями для уменьшения диаметров труб, но не по всей длине целиком, а позволявшие, например, сделать стыковку труб одного диаметра.
В вашем случае нужно увеличить диаметр всего на 0.2 мм - с помощью дорна это легко, а наждачкой снимать материал - это долго и большой гемор. Рекомендую проточить нужный дорн, и проблема будет решена сразу и навсегда. Успехов!

Забыл сказать, труба, чтобы не повреждалась, держалась все время в руках, не зажималась ни в какие тиски!!! Ну может только в начале, когда дорн только заходил, ее упирали в стенку через деревянную прокладку. Брак при такой работе у нас практически не возникал!

Aleksi
1 разряд ;-)
Повідомлень: 154
З нами з: Вів квітня 29, 2008 9:25 am
Звідки: г.Якутск
Контактна інформація:

Повідомлення Aleksi » Чет липня 03, 2008 10:58 am

Да я пробовал пробивать такой дорн через трубу, но толи с формой немного ошибся толи делал что то не так но результат меня не устроил труба получилась мягко говоря гофрированная. И по назначению я не рискнул ее использовать. Слышал еще про один метод. Дорн загоняется в трубу, за него цепляется трос и цепляется за машину , а труба за столб. Машина едет и протягивает дорн через трубу.Вроде бы за счет того что скорость протяжки постоянная и дорн не останавливается в трубе гофра не образуется. Минусы данного способа, один конец на выброс. Кто нибудь пробовал так делать? Какие еще методы есть?
Обработка шкуркой процес очень трудоемкий и не очень эфективный так как снимается материал по всей поверхности там где нужно и там где нет (хуже только травление) плюс только в одном что не создает концентраторов напряжения. Чего не скажеш о напильнике.

Аватар користувача
makros
МСМК ;-)))
Повідомлень: 909
З нами з: Вів липня 11, 2006 4:08 pm
Звідки: Киев, Москва
Контактна інформація:

Повідомлення makros » Чет липня 03, 2008 11:18 am

Aleksi писав:Обработка шкуркой процес очень трудоемкий и не очень эфективный так как снимается материал по всей поверхности там где нужно и там где нет (хуже только травление) плюс только в одном что не создает концентраторов напряжения. Чего не скажеш о напильнике.
Не понимаю в чем проблема для пары труб 48х1,5 и 50х1мм. Там же, по идее пару десятых мм счесать нужно. Это для длины обработки в 1,5м - на около часа работы. Или собираетесь производство боковых труб для С-14 налаживать? :lol:
З.Ы. "Счищать" лишний материал можно острым ножом, также как чистят молодую картошку 8)
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!

Аватар користувача
root
МСМК ;-)))
Повідомлень: 2595
З нами з: Нед травня 16, 2004 5:48 pm
Звідки: Жуковский
Контактна інформація:

Повідомлення root » Чет липня 03, 2008 11:21 am

makros писав:З.Ы. "Счищать" лишний материал можно острым ножом, также как чистят молодую картошку 8)
Господи, когда ты вселишь в наши неразумные души культуру обращения с техникой? :D
А тем временем на HangGliding.ru
14/10/2014 в 23:46, Метео • UNDULATUS ASPERATUS - пополнение в атласе облаков
30/09/2014 в 13:05, Дельтагаджеты • GoPro HERO 4

Аватар користувача
DasTPID
КМС ;-))
Повідомлень: 294
З нами з: Сер липня 18, 2007 12:00 pm
Звідки: Липецк
Контактна інформація:

Повідомлення DasTPID » Чет липня 03, 2008 11:42 am

makros писав:
Aleksi писав:Обработка шкуркой процес очень трудоемкий и не очень эфективный так как снимается материал по всей поверхности там где нужно и там где нет (хуже только травление) плюс только в одном что не создает концентраторов напряжения. Чего не скажеш о напильнике.
Не понимаю в чем проблема для пары труб 48х1,5 и 50х1мм. Там же, по идее пару десятых мм счесать нужно. Это для длины обработки в 1,5м - на около часа работы. Или собираетесь производство боковых труб для С-14 налаживать? :lol:
З.Ы. "Счищать" лишний материал можно острым ножом, также как чистят молодую картошку 8)
Не знаю... мож я такой лопух, но я, когда ставил КОРОТКИЙ буж (~15 см) в первую боковую С14 - замахался. Сначала шкурил руками (15 сантиметров!!), потом, когда понял всю тщетность усилий, зажал в токарный станок и шкурил еще... как вы 1.5 метра за час хотите сделать - не понимаю.
ЗЫ и не надо ножом :D
-Дует!
-Do it yourself, crazy russian pilot!!!

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 6002
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Чет липня 03, 2008 11:53 am

Способ 1. Наждачка. Долго, в ушерб качеству трубы и не точно.
Способ 2. "Пуля". Т.е. автономный дорн, как описал Александр Марисый. Сравнительно дешевый и доступный вариант. Минус способа - на большой длине почти всегда получаем отклонение от оси и иногда получается гофр из-за того, что при разной скорости прохождения дорна материал деформируется по разному.
Способ 3. Дорн + пресс. Подача дорна происходит за счет гидравлики или пневматики. Трубу в этом случае можно крепить в направляющих и она практически не уходит из продольной оси. Подача дорна проиходит с постоянным усилием и скоростью. Минус способа - ограничение по длине обрабатываемой трубы, т.к. штоки подобных механизмов редко имеют ход более 1000 мм.
Способ 4. Раскатка роликами. Производится на токарном станке. Вместо дорна внутрь трубы подается конус с роликами, которые раскатывают трубу. При использовании люнетов можно раскатывать трубы любой длины. По качеству - самый лучший способ.
Способ 5. Химфрезерование. Может быть снаружи и изнутри. Минус способа - травится нагартованная после прокатки поверхность трубы и ее жесткость получается меньше, чем у трубы такого-же диаметра, но дорненная. Еще один минус - необходима высокая квалификация персонала, который занимается химфрезеровкой, т.к. "съедаемый" слой зависит от концентрации раствора и времени процесса. Обязательна очень качественная промывка труб после обработки, т.к. при малейшем присутствии следов раствора процесс травления будет продолжаться.
Способ 6. Хладогенный. Внутрь трубы заливается вода, труба глушится и при минусовой температуре на улице оставляется примерно на пол-суток. В результате труба с одного захода увеличивается в диаметре на 0,1 мм.

П.С. При дорнировании труб обязательно применение любого машинного масла.
Рабочий диаметр дорна обязательно надо полировать.
Перед дорнированием трубы надо тщательно отторцевать.
Обязательно снять внутренние фаски на трубе перед началом дорнирования.
После прохождения рабочего диаметра дорна через трубу, она чуть-чуть возвращается на место, т.е. если трубу диаметром 50х1 дорнить "пулей" 48,3 мм, то после обработки мы будем иметь трубу 50,1х1.
Налет на ДП и МДП - почти 1400 ч.

Supervisor

Повідомлення Supervisor » Чет липня 03, 2008 12:28 pm

Raven писав:Способ 6. Хладогенный. Внутрь трубы заливается вода, труба глушится и при минусовой температуре на улице оставляется примерно на пол-суток. В результате труба с одного захода увеличивается в диаметре на 0,1 мм.
Прикольный способ!
Нада будет попробовать!
Токо изменение размера мне кажеться не прогнозируемым.
Народ так армейские фляги рихтует.
Воду в люминявую флягу - и в морозилку через несколько часов - пузырь готов. Говорят, визуально сильно увеличиваеться в объёме.
Raven писав:После прохождения рабочего диаметра дорна через трубу, она чуть-чуть возвращается на место, т.е. если трубу диаметром 50х1 дорнить "пулей" 48,3 мм, то после обработки мы будем иметь трубу 50,1х1.
Зображення 50,1х0,9?

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 4 гостей