Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Модератор: Raven

Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение klogg » Сб май 14, 2011 10:11 pm

Насколько я знаю, на все без исключения дельтапланы накладываются ограничения в 60 градусов крена и 30 градусов тангажа. Однако, неоднократно наблюдал (сам ещё не дорос) пилотирование сильно за пределами этих ограничений: дельтапланы ставят на "нож", крутят винговеры. Объясните, пожалуйста: на сколько сильнее рискует лётчик, выходя за пределы ограничений по крену? Другими словами, чем обусловлены данные ограничения, если очевидно (со стороны), что современные дельтапланы без проблем совершают виражи с большими углами крена.
Спрашиваю про крен, с ограничениями по тангажу всё понятнее.
Являются ли эти ограничения в РЛЭ чисто формальными требованиями, связанными с сертификацией DHV?
В общем, хотелось бы понять, как связаны формальные требования сертификации и реальный, жизненный риск пилота, летающего на современной технике? По наблюдениям и общению с опытными людьми у меня складывается впечатление, что это как-то совершенно нормально сейчас - нарушать РЛЭ в части ограничений допустимых углов крена и тангажа.
В своем развитии любая сфера деятельности перестает быть уделом избранных после того как произносится слово комфорт.
klogg
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 6:54 pm
Откуда: Москва \ Протвино

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение makros » Вс май 15, 2011 1:30 pm

Крены больше 60 градусов и тангаж более 30 градусов - это радикальное пилотирование (пилотаж).
Ввиду отсутствия у дельтаплана жесткого крыла, жесткого подцепа пилота к крылу, отсутствия силовой установки (мотора) - превышение вышеуказанных значений углов небезопасно. Пилоты выполняющие винговеры, петли, штопор и прочие фигуры высшего пилотажа действуют на свой страх и риск. Производитель не хочет нести ответственность за чужие амбиции и глупости.
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!
Аватара пользователя
makros
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 878
Зарегистрирован: Вт июл 11, 2006 4:08 pm
Откуда: Киев, Москва

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение klogg » Вс май 15, 2011 5:00 pm

makros писал(а):Ввиду отсутствия у дельтаплана жесткого крыла, жесткого подцепа пилота к крылу, отсутствия силовой установки (мотора) - превышение вышеуказанных значений углов небезопасно.

Не в обиду - но я считаю, что перечисленные отсутствующие составляющие никак логически не связаны с безопасностью превышения 60 градусов крена. Существуют аэробатические парапланы, у которых всё ещё менее жёсткое.

Про петли и штопор - вообще молчу. Я прекрасно понимаю, в чём их опасность.

Не понимаю - на сколько реально я рискую, если кручу спираль с креном, скажем, 70 градусов?
В своем развитии любая сфера деятельности перестает быть уделом избранных после того как произносится слово комфорт.
klogg
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 6:54 pm
Откуда: Москва \ Протвино

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение Михаил Гладышев » Вс май 15, 2011 7:25 pm

Бог в кости не играет. (с) Эйнштейн
:co_ol:
Полетать на дельтаплане хотите? Это просто.
www.sky.crimea.ua
+797886930триодин
+3805090685ноль шесть
Аватара пользователя
Михаил Гладышев
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 1322
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 8:26 pm
Откуда: Хочу в Австралию!

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение klogg » Вс май 15, 2011 8:33 pm

Михаил Гладышев писал(а):Бог в кости не играет. (с) Эйнштейн
:co_ol:


Понимаете смысл этой фразы? :za_da_va_la:
В своем развитии любая сфера деятельности перестает быть уделом избранных после того как произносится слово комфорт.
klogg
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 6:54 pm
Откуда: Москва \ Протвино

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение napets » Вт май 17, 2011 9:36 am

Я не понимаю :nez-nayu:
Аватара пользователя
napets
Мастер спорта ;-))
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс апр 12, 2009 7:54 am
Откуда: Львів

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение klogg » Вт май 17, 2011 9:46 am

Означает: интересна физическая причина :-):
Последний раз редактировалось klogg Вт май 17, 2011 9:47 am, всего редактировалось 1 раз.
В своем развитии любая сфера деятельности перестает быть уделом избранных после того как произносится слово комфорт.
klogg
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 6:54 pm
Откуда: Москва \ Протвино

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение PM_ pilot » Вт май 17, 2011 9:47 am

Оффтоп
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF_%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%93%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0

В пределах широко, но не универсально принятой Копенгагенской интерпретации квантовой механики, принцип неопределённости принят на элементарном уровне. Физическая вселенная существует не в детерминистичной форме, а скорее как набор вероятностей, или возможностей. Например, картина (распределение вероятности) произведённая миллионами фотонов, дифрагирующими через щель может быть вычислена при помощи квантовой механики, но точный путь каждого фотона не может быть предсказан никаким известным методом. Копенгагенская интерпретация считает, что это не может быть предсказано вообще никаким методом.

Именно эту интерпретацию Эйнштейн подвергал сомнению, когда писал Максу Борну: «Бог не играет в кости» [2]. Нильс Бор, который был одним из авторов Копенгагенской интерпретации, ответил: «Эйнштейн, не говорите Богу, что делать»[3].

Эйнштейн был убеждён, что эта интерпретация была ошибочной. Его рассуждение основывалось на том, что все уже известные распределения вероятности являлись результатом детерминированных событий. Распределение подбрасываемой монеты или катящейся кости может быть описано распределением вероятности (50 % орёл, 50 % решка). Но это не означает, что их физические движения непредсказуемы. Обычная механика может вычислить точно, как каждая монета приземлится, если силы, действующие на неё, будут известны, а орлы/решки будут все ещё распределяться случайно (при случайных начальных силах).
PM_ pilot
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 657
Зарегистрирован: Вт янв 09, 2007 1:30 pm
Откуда: Ivano-Frankivsk, Lviv

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение klogg » Вт май 17, 2011 9:52 am

И не совсем оффтоп! Вполне, как пояснение к вопросу (я не сомневаюсь опасно это или нет и не собираюсь бежать крутить винговеры, просто жутко интересно "why, oh why?").
В своем развитии любая сфера деятельности перестает быть уделом избранных после того как произносится слово комфорт.
klogg
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 6:54 pm
Откуда: Москва \ Протвино

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение Raven » Вт май 17, 2011 10:01 am

klogg писал(а):Насколько я знаю, на все без исключения дельтапланы накладываются ограничения в 60 градусов крена и 30 градусов тангажа. Однако, неоднократно наблюдал (сам ещё не дорос) пилотирование сильно за пределами этих ограничений: дельтапланы ставят на "нож", крутят винговеры. Объясните, пожалуйста: на сколько сильнее рискует лётчик, выходя за пределы ограничений по крену? Другими словами, чем обусловлены данные ограничения, если очевидно (со стороны), что современные дельтапланы без проблем совершают виражи с большими углами крена.
Спрашиваю про крен, с ограничениями по тангажу всё понятнее.
Являются ли эти ограничения в РЛЭ чисто формальными требованиями, связанными с сертификацией DHV?
В общем, хотелось бы понять, как связаны формальные требования сертификации и реальный, жизненный риск пилота, летающего на современной технике? По наблюдениям и общению с опытными людьми у меня складывается впечатление, что это как-то совершенно нормально сейчас - нарушать РЛЭ в части ограничений допустимых углов крена и тангажа.


Ограничения в РЛЭ записываются из предположения, что пилот средней квалификации может допустить ошибку при выполнении маневров за пределами ограничений. Наша техника - балансирно управляемая, поэтому выполнение безопасных маневров за пределами ограничений требует сохранения положительной перегрузки в каждой точке траектории. Это умение приходит не сразу и не ко всем. Таким образом производители подстраховываются от возможных исков со стороны пострадавших пилотов, допустивших ошибку или их родственников, если ошибка была фатальной.
Налет на ДП и МДП - более 1300 ч.
Аватара пользователя
Raven
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 5776
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 9:45 pm
Откуда: Kiev

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение PM_ pilot » Вт май 17, 2011 10:09 am

Если есть знания английского то на OZReport-e были темы про пилотаж, в которых принимали участие те пилоты которые тот самый пилотаж крутили/крутят.
PM_ pilot
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 657
Зарегистрирован: Вт янв 09, 2007 1:30 pm
Откуда: Ivano-Frankivsk, Lviv

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение klogg » Вт май 17, 2011 10:25 am

Понятно. Ну вот, скажем, крен 80 - насколько это жёсткий пилотаж? Каким образом можно при этом потерять положительную нагрузку?

Меня смутил именно запретительный тон "запрещено выполнять" вместо "без соответствующей подготовки запрещено выполнять" и тотальный игнор этих правил дельтапланеристами (особенно на комбатах :-): и ничего с ними при этом не случается, если они не пытаются крутить петли).

OzReport читал, но я не про петли с бочками.
В своем развитии любая сфера деятельности перестает быть уделом избранных после того как произносится слово комфорт.
klogg
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 6:54 pm
Откуда: Москва \ Протвино

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение root » Вт май 17, 2011 10:51 am

klogg писал(а):Понятно. Ну вот, скажем, крен 80 - насколько это жёсткий пилотаж? Каким образом можно при этом потерять положительную нагрузку?

не все так просто. Перегрузка то может и есть. Вопрос в том, что будет через секунду, две, пять :-): Умение предвидеть развитие процесса как раз и отличает чайника от профи.

ИМХО, такую технику как дельталеты, дельтапланы и парапланы надо продавать с формальной гарантией As Is (сначала закон подправить). Уж больно много рисков.
А тем временем на HangGliding.ru
14/10/2014 в 23:46, Метео • UNDULATUS ASPERATUS - пополнение в атласе облаков
30/09/2014 в 13:05, Дельтагаджеты • GoPro HERO 4
Аватара пользователя
root
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 2593
Зарегистрирован: Вс май 16, 2004 5:48 pm
Откуда: Жуковский

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение makros » Вт май 17, 2011 11:24 am

klogg писал(а):Понятно. Ну вот, скажем, крен 80 - насколько это жёсткий пилотаж? Каким образом можно при этом потерять положительную нагрузку?

Меня смутил именно запретительный тон "запрещено выполнять" вместо "без соответствующей подготовки запрещено выполнять" и тотальный игнор этих правил дельтапланеристами (особенно на комбатах :-): и ничего с ними при этом не случается, если они не пытаются крутить петли).

OzReport читал, но я не про петли с бочками.

Азарьев приводит формулы, можно подсчитать перегрузку.
Установившуюся спираль в 70-80 градусном крене, думаю, невозможно удержать.
Опять же, правильно Рут пишет про следующие 1,2, ..., 5 сек.
З.Ы. Пилоты которые крутят/крутили пилотаж говорят, что скрутить прямую петлю намного проще, чем глубокий винговер/косую петлю.
У Вас ещё нет фэйсбука? Тогда мы идём к Вам!
Аватара пользователя
makros
МСМК ;-)))
 
Сообщения: 878
Зарегистрирован: Вт июл 11, 2006 4:08 pm
Откуда: Киев, Москва

Re: Руководство по лётной эксплуатации дельтапланов

Сообщение klogg » Ср май 18, 2011 10:50 am

Азарьев приводит формулы, можно подсчитать перегрузку.
Установившуюся спираль в 70-80 градусном крене, думаю, невозможно удержать.


Почему невозможно удержать? Что произойдёт через одну, две, пять секунд? Наблюдал очень крутые спирали, на глаз почти "на ноже".

Посчитал: при 70 градусах перегрузка 1/cos 70* ~ 3; при 80 1/cos 80* ~ 5.8. Становится понятнее, спасибо за наводку! Перегрузка в установившейся спирали больше 60 градусов нарастает дикими темпами и при 80 градусах превышает эксплуатационную, а 70... ну где 70, там и 80.

З.Ы. Пилоты которые крутят/крутили пилотаж говорят, что скрутить прямую петлю намного проще, чем глубокий винговер/косую петлю.


Глубокий может быть, но сколько раз наблюдал винговеры - и только один раз прямую петлю :-):
В своем развитии любая сфера деятельности перестает быть уделом избранных после того как произносится слово комфорт.
klogg
2 разряд ;-)
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 6:54 pm
Откуда: Москва \ Протвино

След.

Вернуться в Вопросы и ответы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1