Калькулятор или моск - что важнее?

Приборы, подвески, шлемы, прибамбасики и рюшечки, которые нужны дельтапланеристу

Модератор: Raven

Romeo
КМС ;-))
Повідомлень: 290
З нами з: Нед червня 25, 2006 10:06 am
Звідки: Україна, Київ

Повідомлення Romeo » Вів лютого 12, 2008 7:54 pm

scorpion писав:А помоему пилоты зажрались, еще лет 10 назад маршруты линейкой считали и по карте летали, зато умели считать в уме и все электронные прибамбасы призваны были помогать, а сейчас забери у вас компео и что? полет закончен? не так ли Русланчик? Нет уже той старой школы
От чому я не люблю всякі ЖПСи. Електроніка, модні навороти і все таке віддаляють нас від польоту як такого і наближають до комфортного авіалайнера. Але, думаю, це питання індивідуального вибору кожного...

Особисто я підтримую думку Vagabondo. Слід шукати свою золоту середину між "банкою" і "компео"...

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5999
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Вів лютого 12, 2008 9:03 pm

Летные приборы - это наши инструменты (так, кстати, звучит дословно на английском). Сам по себе прибор ни на одну сотую не повышает аэродинамическое качество дельтаплана, в большинстве случаев даже наоборот. Приборы необходимы пилоту для получения объективной информации о параметрах полета. Одни приборы дают нам знания о двух-трех параметрах, другие - выплескивают огромный массив информации, при этом часть из нее уже обработана и подается пилоту в специфическом формате.
Как с любым инструментом для того, чтобы извлекать максимум пользы из него, нам необходимы навыки, знания и личный опыт. А дальше обычная житейская логика - ученику необходим простой инструмент, любителю можно дать чуть сложнее, даже с претензией на профессинальность, мастеру - прицезионный, желательно с учетом его индивидуальных навыков и предпочтений.
Короче, на самом деле никакого противоречия нет - мозг пилота обрабатывает ровно столько циферок из калькулятора, сколько он в состоянии увидеть, проанализировать и потом сделать выводы. А дальше дело каждого - как уравновесить весы с голыми цифрами и собственной интуицией.
На всякий случай еще раз подчеркну:
- сначала циферки необходимо увидеть и чем сложнее прибор, тем больше он требует внимания, чтобы не упустить весь объем информации, следовательно, необходима безусловная влетанность в аппарат и объемное видение пространства, чтобы эта операция не шла в ущерб безопасности или качеству полета. Как правило, начинающие пилоты не умеют правильно распределять внимание в воздухе и либо слишком много внимания уделяют циферкам на приборе, либо не видят эти циферки, т.к. их внимание полностью уходит на наблюдение за внешней обстановкой. Отсюда совсем маленький вывод - начинающие пилоты просто НЕ ВИДЯТ ту информацию, которую им могут дать сложные приборы;
- увиденные циферки необходимо проанализировать, превратить их в объемную картинку, где дельтаплан перемещается в трехмерном пространстве в невидимой среде, которая называется атмосферой, при этом перемещается относительно плоскости, которая называется рельефом. Способов обработки этой информации наверное столько же, сколько людей - но в целом они делятся на две части: для одних циферки это базис, относительно которого идет сравнение собственных субъективных ощущений, представление о пространственном положении, понимание режимов полета дельтаплана, для вторых базис - это собственные ощущения, с которыми сравниваются циферки. И те и другие могут показывать равные результаты до того момента когда вдруг прибор отказывается работать. В любом случае максимальные результаты демонстрирует тот пилот, у кого больше практика, и разница между субъективными и объективными данными минимальна. Но это достигается при единственном условии - пилот умеет быстро и правильно интерпретировать циферки для принятия оптимального решения. А это достигается только практикой. Отсюда следующий промежуточный вывод - чем больше пилот летает, тем лучше его мозг справляется с АНАЛИЗОМ увиденных циферок;
- если на этапе обучения циферки прибора дают минимально необходимую информацию для пилота как то: высоту, скороподъемность, время полета, иногда скорость, то по мере его прогресса как спортсмена циферки начинают выполнять более сложную роль - в результате их анализа пилот должен принять тактические решения, при этом он вынужден оперировать уже не только циферками, но и формулами, которые легко решаются на земле в спокойной обстановке или сидя у экрана компьютера. В воздухе большинство пилотов резко тупеют (это без всяких намеков и иронии - это медицинский факт) и на первый план выходят либо устойчивые навыки вычислений либо... на помощь приходит прибор, который может подсказать решение. В любом случае окончательное решение принимает пилот, но прибор позволяет сэкономить время, и в некоторых случаях оптимизирует решение, особенно в ситуациях, когда у пилота не хватает личного опыта для принятия глазомерного или интуитивного решения. Само собой, это актуально только для спортсменов. Фрифлайеры по определению не решают подобных задач.
Вот и следующий вывод - прибор только тогда становится инструментом, когда пилот знает и умеет им пользоваться, а главное - знает для чего ему это умение необходимо.

П.С. Компео на трапеции у чайника-динамиста - это понты!
Старый GPS и примитивный варик у компетитора с претензиями на победу - техническая дремучесть.
Что там вспоминается о кесаре и слесаре, в общем, надеюсь, мысль понятна - каждому пилоту можно найти оптимальное сочетание приборов по критерию цена/качество.
Налет на ДП и МДП - почти 1400 ч.

Аватар користувача
scorpion
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 474
З нами з: Сер лютого 22, 2006 7:41 pm
Звідки: Feodosiya
Контактна інформація:

Повідомлення scorpion » Вів лютого 12, 2008 10:04 pm

Я лишь хотел донести одну мысль конечно несколько утрированно, что обложившись приборами и недай бог еще автопилотом....пилот становится оператором сидящим на кресле сложив ручки и пялясь на приборы и именно так себя называл один мой знакомый пилот транспортник Ил76. На счет спортивных полетов... а нестановится ли это опять таки соревнованием в пользовании возможностей электроники? а не летательных аппаратов? Интересно услышать разные мнения продвинутых компетиторов
Блажен тот, кто верует!

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5789
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Сер лютого 13, 2008 1:53 am

Полетал я на соревнованиях самую малость и пришёл к выводу, что хотелось бы иметь прибор, который:
- длиною не в пол-руки (почему-то мне малосимпатичны "стручки");
- "всё-в-одном" (концепция "стручка", объединившего в одном корпусе альтоварио и жпс, но меньших размеров);
- с датчиком воздушной скорости (предпочтительно - немеханическим);
- не будет заставлять меня вытаскивать из него недоразряженные батарейки (что с ними потом делать?);
- имеет много памяти для треклога;
- имеет быстрый интерфейс для обмена информацией с компьютером;
- не будет перескакивать с ППМа на ППМ по какому-то ему одному понятному алгоритму;
- отмечает в треклоге вхождение в цилиндр сразу, а не в момент очередной записи трекпоинта;
- предоставляет возможность задать радиусы цилиндров для всех ППМов, а не только для 10 "избранных" (хоть это касается только Кубка Гриненко, но всё же!);

Аватар користувача
Raven
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5999
З нами з: Суб лютого 14, 2004 9:45 pm
Звідки: Kiev

Повідомлення Raven » Сер лютого 13, 2008 10:59 am

scorpion писав:Я лишь хотел донести одну мысль конечно несколько утрированно, что обложившись приборами и недай бог еще автопилотом....пилот становится оператором сидящим на кресле сложив ручки и пялясь на приборы и именно так себя называл один мой знакомый пилот транспортник Ил76. На счет спортивных полетов... а нестановится ли это опять таки соревнованием в пользовании возможностей электроники? а не летательных аппаратов? Интересно услышать разные мнения продвинутых компетиторов
Дельтапланеризм - технический вид спорта. Этим все сказано.
Все, что будет давать преимущество в метрах, секундах, граммах - будет использоваться и за это будут платить деньги.
А на счет электроники - не волнуйся, самый лучший вариометр не дает гарантию, что ты обрабатываешь самый лучший поток, а наличие GPS автоматом не оптимизирует твой маршрут. Все равно решения принимает пилот и беда ему, если он слепо летает по стрелочкам - его тогда можно без труда сделать вообще не глядя в приборы. :wink:
А кстати, как вам такая идея - одно упражнение в программе соревнований разыгрывать вообще без приборов (максимум логгер в подвеске), например "открытая дальность". Интересно, какие будут результаты? Зображення
Налет на ДП и МДП - почти 1400 ч.

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5789
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Сер лютого 13, 2008 11:55 am

Raven писав:А кстати, как вам такая идея - одно упражнение в программе соревнований разыгрывать вообще без приборов (максимум логгер в подвеске), например "открытая дальность".
К любой крайности отношусь без энтузиазма. Туда же причисляю и пуризм (от англ. pure - чистый, простой).

Дельтапланеризм, как справедливо заметил Равен - технический вид спорта. Посему, физические кондиции пилота ДП не должны играть главенствующую роль. Не всем дано быть джедаями. У кого несилЁн вестибулярный аппарат (ВА), тому хорошим подспорьем служит вариопищалка (ВП). Эдакий электронный протез, заменяющий/дополняющий ВА. Тем более, что ВА работает с ускорением, а ВП - со скоростью, что гораздо удобнее.

З.Ы. Для сторонников пуризма скажу, что не придумано пока приборов, которые удерживают ДП с пилотом в воздухе. Время гравицап ещё не настало.
Цель всей авионики - дать более обширную и максимально объективную картину окружающей среды, которая для человека не является привычной средой обитания. В смысле, что человек рождён ходить по земле, а не летать в атмосфере.

Аватар користувача
Gosha
МСМК ;-)))
Повідомлень: 832
З нами з: П'ят березня 12, 2004 8:25 pm
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Повідомлення Gosha » Сер лютого 13, 2008 1:16 pm

Raven писав:А кстати, как вам такая идея - одно упражнение в программе соревнований разыгрывать вообще без приборов
Звучит круто, но ИМХО для наших условий -фэнтези. Нам бы (вспоминая полеты в Крыму) с приборами открытую дальность разыграть :? Опять же вопросы безопасности не стоит игнорировать - у всех ли настолько развит глазомер, чтобы например без приборов долет до посадки рассчитать :?:
всем привет!

Аватар користувача
YP
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1448
З нами з: Вів липня 05, 2005 10:55 am
Звідки: Київ

Повідомлення YP » Сер лютого 13, 2008 1:29 pm

Пару раз были отказы приборов. Один раз болтался в динамике, крутил спирали. Судак потом рассказывал: вижу, спираль крутит, подлетаю - а там -2 :)))
Второй раз прибор сдох в потоке, центровал по парашютному высотнику: 50 м за спираль доцентровал до 70 м за спираль, выбрался за 2км, куда-то улетел. Ночевал у дядьки на хате.

ИМХО, мне интересно участвовать в нормалных соревнованиях с маршрутными полетами, а не в "соревнованиях по плаванию в сухом бассейне".

Аватар користувача
scorpion
Мастер спорта ;-))
Повідомлень: 474
З нами з: Сер лютого 22, 2006 7:41 pm
Звідки: Feodosiya
Контактна інформація:

Повідомлення scorpion » Сер лютого 13, 2008 3:58 pm

Витя никто не собирается бросаться в крайности, хотя с самого начала дальтаплан позиционировался и рекламировался как ЛА сродни птицам и алецетворением чистоты парящего полета. Конечно это неимеет ничего общего с современным спортом, просто это говорит о том что идет развитие этого спорта, и совершенствование идет по разным направления, тут речь идет в частности про авионику и похоже до совершенства далеко. Я бы акцентировал внимание на совершенствовании чувства полета и сознания пилота и концентрации на конкретном полете, именно об этом хочется услышать от бывалых
Блажен тот, кто верует!

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5789
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Сер лютого 13, 2008 4:26 pm

scorpion писав:...с самого начала дальтаплан позиционировался и рекламировался как ЛА сродни птицам и алецетворением чистоты парящего полета.
Вот, ты говоришь об "олицетворении чистоты парящего полёта". Не знаю, что ты подразумеваешь под словом "чистоты", но... далее ты приводишь интересную мысль:
scorpion писав:Конечно это неимеет ничего общего с современным спортом
Т.е., я так понимаю, что современный дельтапланеризм к "чистому парящему полёту" отношения не имеет?

Вопрос: что такое "чистый парящий полёт"? И чем он отличается от "нечистого"?

Аватар користувача
SergeyKa
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1280
З нами з: Чет вересня 15, 2005 5:23 pm
Звідки: Калифорния
Контактна інформація:

Повідомлення SergeyKa » Сер лютого 13, 2008 10:14 pm

Виктор Мороз писав:Полетал я на соревнованиях самую малость и пришёл к выводу, что хотелось бы иметь прибор, который:
- длиною не в пол-руки (почему-то мне малосимпатичны "стручки");
- "всё-в-одном" (концепция "стручка", объединившего в одном корпусе альтоварио и жпс, но меньших размеров);
- с датчиком воздушной скорости (предпочтительно - немеханическим);
- не будет заставлять меня вытаскивать из него недоразряженные батарейки (что с ними потом делать?);
- имеет много памяти для треклога;
- имеет быстрый интерфейс для обмена информацией с компьютером;
- не будет перескакивать с ППМа на ППМ по какому-то ему одному понятному алгоритму;
- отмечает в треклоге вхождение в цилиндр сразу, а не в момент очередной записи трекпоинта;
- предоставляет возможность задать радиусы цилиндров для всех ППМов, а не только для 10 "избранных" (хоть это касается только Кубка Гриненко, но всё же!);
Очень похоже на описание Компео :)
Виктор Мороз писав:
Raven писав:А кстати, как вам такая идея - одно упражнение в программе соревнований разыгрывать вообще без приборов (максимум логгер в подвеске), например "открытая дальность".
К любой крайности отношусь без энтузиазма. Туда же причисляю и пуризм (от англ. pure - чистый, простой).

Дельтапланеризм, как справедливо заметил Равен - технический вид спорта. Посему, физические кондиции пилота ДП не должны играть главенствующую роль. Не всем дано быть джедаями. У кого несилЁн вестибулярный аппарат (ВА), тому хорошим подспорьем служит вариопищалка (ВП). Эдакий электронный протез, заменяющий/дополняющий ВА. Тем более, что ВА работает с ускорением, а ВП - со скоростью, что гораздо удобнее.

З.Ы. Для сторонников пуризма скажу, что не придумано пока приборов, которые удерживают ДП с пилотом в воздухе. Время гравицап ещё не настало.
Цель всей авионики - дать более обширную и максимально объективную картину окружающей среды, которая для человека не является привычной средой обитания. В смысле, что человек рождён ходить по земле, а не летать в атмосфере.
Некто утверждал что видел как Джуди Леден на аэробуксировочных тандемных покатушках без прибора заметную высоту выкрутила в термике...
Raven писав:
root писав: чую народ не одобрит. остается только на коньяк пари устраивать
Да, скучный народ... :(
Предлагаю не коньяк, а.... подбор. Кто проиграл - оплачивает подбор всех бесприборников, которые участвуют в забеге. Но GPS в подвесочке должны быть у всех, чтоб без дураков.
Да такое можно и без ЖПС летать - все же свои, и никто клюшку пешком не потащит за тридцать верст.
Виллс - крепкий дельтаплан!

Romeo
КМС ;-))
Повідомлень: 290
З нами з: Нед червня 25, 2006 10:06 am
Звідки: Україна, Київ

Повідомлення Romeo » Чет лютого 14, 2008 8:37 pm

Виктор Мороз писав:... хотелось бы иметь прибор, который:
....
- с датчиком воздушной скорости (предпочтительно - немеханическим);...
А чого саме немеханічним? Які у немеханічного датчика переваги/недоліки?

Аватар користувача
Виктор Мороз
МСМК ;-)))
Повідомлень: 5789
З нами з: П'ят лютого 20, 2004 1:22 pm
Звідки: Киев, Украина
Контактна інформація:

Повідомлення Виктор Мороз » Чет лютого 14, 2008 11:02 pm

Romeo писав:А чого саме немеханічним? Які у немеханічного датчика переваги/недоліки?
Подумай сам, чем трубка Пито может быть лучше турбинки? :wink:
Кроме того, это была часть намёка на Компео+. :lol:

Romeo
КМС ;-))
Повідомлень: 290
З нами з: Нед червня 25, 2006 10:06 am
Звідки: Україна, Київ

Повідомлення Romeo » П'ят лютого 15, 2008 1:35 pm

Виктор Мороз писав:Подумай сам, чем трубка Пито может быть лучше турбинки? :wink:
Та я то подумав, але спитав, бо хотілось знати думку інших, більш досвідчених людей.

P.S. Барометричні датчики швидкості у великій авіації, наприклад, мають дуже низьку точність на малих швидкостях, а на швидкості менше 50-60 км/год взагалі показують казна-що.

Аватар користувача
SergeyKa
МСМК ;-)))
Повідомлень: 1280
З нами з: Чет вересня 15, 2005 5:23 pm
Звідки: Калифорния
Контактна інформація:

Повідомлення SergeyKa » П'ят лютого 15, 2008 2:46 pm

Romeo писав:P.S. Барометричні датчики швидкості у великій авіації, наприклад, мають дуже низьку точність на малих швидкостях, а на швидкості менше 50-60 км/год взагалі показують казна-що.
Более чувствительный датчик поставили - и все дела.
Компео измеряет от 30кмч, Компео+ от 20кмч.

Трубка Пито, в отличие от турбинки, не "запирается" на высоких скоростях, и не требует ухода за подшипником.
Виллс - крепкий дельтаплан!

Відповісти

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей